Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

«Вирусная урожайность»: как ученые производят вакцину от гриппа

В Петербурге производится каждая третья вакцина от гриппа в рамках Национального календаря прививок. «ПД» узнал, как и где создается наша защита от инфекции
«Вирусная урожайность»: как ученые производят вакцину от гриппа Фото: Р. Пименов/«Петербургский дневник»

Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток ФМБА России в этом сезоне произведет 30 миллионов доз вакцины. Научный институт в Красном Селе – ведущий отечественный разработчик и производитель гриппозных вакцин «Флю-М» и «Флю-М Тетра», а также единственный экспортер вакцин против гриппа за рубеж.

Мало кто из петербуржцев знает, что за новостройками и дачными домиками Красного Села на юго-западе Петербурге в 1885 году была организована первая прививочная станция при ветеринарном лазарете конного полка. Там впервые в России начали прививать от бешенства – страшного смертельного заболевания, не оставляющего шанса на выздоровление.

Затем здесь производились вакцины и диагностические препараты для борьбы с чумой, оспой, холерой, тифом, туберкулезом... Среди всех Пастеровских станций в России только петербургская стала базой для первого в России Института экспериментальной медицины.

Фото: Р. Пименов/«Петербургский дневник»

Очень красная зона

НИИ вакцин и сывороток – предприятие режимное, просто так сюда не то что человек, ворона не пролетит. В самом прямом смысле: здесь установлены отпугиватели птиц, потому что крылатые повадились воровать изолирующий материал из труб для своих гнезд.

Передвигаться по территории тоже непросто: строжайшее соблюдение самых разных техник безопасности – от обязательного масочного режима до невозможности самостоятельно побродить по улице и по корпусам.

Ну а святая святых – корпус, где производятся сами вакцины. Даже корреспонденты «ПД», бывавшие в красных «ковидных» зонах, были удивлены строгости подготовительных манипуляций.

Заместитель начальника производства гриппозных вакцин Анастасия Даниева тщательно следит, чтобы мы сняли все украшения, включая серьги и кольца. Дальше – целый ритуал: одни бахилы, потом противочумный комбинезон, который надо надеть так, чтобы он не касался пола, затем маска, защитные очки, шапочка, капюшон, резинки на пальцы, снова бахилы, снова перчатки.

В таком космическом виде после многократной обработки рук, камеры, телефона и диктофона нас пускают – нет, не в чистую зону. В получистую – потому что совсем в чистую не пускают даже персонал, не задействованный непосредственно в процессе производства.

«Интересный путь на работу», – улыбается наш оператор.

А сотрудники такие манипуляции проводят по несколько раз в день.

Фото: Р. Пименов/«Петербургский дневник»

Золотые яйца

За смену тут заражают вирусом гриппа 100-120 тысяч куриных эмбрионов. Именно куриные яйца – наиболее благоприятная среда для получения вакцины. Куриный эмбрион считается наиболее жизнеспособным, способным вынести нагрузку заражения.

Сами яйца – только определенного размера и от одобренных российских и импортных птицефабрик, осиливших серьезные требования по производству и выигравшие тендер.

Все помещения изолированные, как на подводной лодке. Нам показывают буквально путь яйца, которое через несколько дней станет основой для вакцины от гриппа.

Первый этап – яйца поступают на первичную дезинфекцию в аэрозольную камеру. Цикл – 33 минуты, входить туда нельзя. Мощные лопасти специального вентилятора обрабатывают яйца при четком соблюдении параметров влажности и температуры. В каждой камере свои определенные условия интубирования, так как они зависят от штамма вируса.

Затем яйца помещают в камеру предварительного хранения, чтобы избежать контаминации – пересечения потоков.

«Персонал и материалы – все идут по разному пути, входящему и выходящему. Это обязательное требование. В данном случае мы не эмбрион поддерживаем, а культивируем вирус», – рассказывает Анастасия Даниева.

В следующем помещении уже обработанные чистые яйца (точнее, эмбрионы) заражают гриппом. Вирус опасной инфекции находится в блестящем контейнере, откуда идут несколько трубок с платами на конце. Перед самим заражением обязательно вторая дезинфекция в цехе. Четыре форсунки орошают раствором эмбрионы и протыкают платами, в которых, собственно, грипп. Одна заражает – другая моется, и так по очереди. За счет этого снижается дополнительная вирусная нагрузка, любая микрофлора, которая может попасть, начисто ликвидируется.

За всем процессом внимательно следят несколько сотрудников. Несмотря на плотное соседство с гриппом, работать с вирусом не опасно, здесь специальная система вентиляции и защитные костюмы. Тут на руководящих должностях работают только специалисты высокой квалификации: биологи, медики, ветеринары, биотехнологи, сотрудники фармацевтической отрасли. Обязательна специальная подготовка с определенным курсом обучения по вирусологии и микробиологии, без этих часов трудно объяснить, что происходит с вирусом. Все сотрудники на линии проходят обучение на работу с микроорганизмами 3 и 4 группы патогенности.

Потом уже зараженные эмбрионы в зависимости от штамма вируса помещаются в термальную камеру от 48 до 72 часов. Заражение проводится сейчас тремя штаммами гриппа – Н1, Н3 и В, и для них создаются определенные условия, в том числе и по температуре, и по времени интубирования.

«Какой по сложности штамм, не имеет значения. Есть разница только в условиях культивирования – кто-то любит выше температуру, кто-то медленнее начинает репликацию. Перед массовым заражением отрабатываются все условия заражения, чтобы была больше урожайность по вирусу. Наша задача – получить как можно больше вируса», – рассказывает Анастасия Даниева.

В следующем помещении в специальных реакторах созревает содержащая вирус аллантоисная (околоплодная) жидкость, из которой будут делать вакцину. С тонны жидкости получается около 70 литров, а на выходе – всего около двух литров вирусного концентрата. Затем происходит передача материала в чистую зону, где уже будет окончательно произведена вакцина. Это длится 6 дней, а весь процесс от заражения эмбриона до вакцины – полтора месяца.

Фото: Р. Пименов/«Петербургский дневник»

Люди поверили в вакцины

Заместитель директор по научной работе Санкт-Петербургского института вакцин и сывороток, кандидат биологических наук Екатерина Жеренкина рассказала об особенностях штаммов гриппа текущего сезона и актуальных вопросах противогриппозной вакцинации. По ее словам, вирус гриппа ежегодно мутирует и, естественно, происходит изменение штаммового состава вакцины от гриппа.

«Именно поэтому крайне важно вакцинироваться каждый год. Ведь иммунитет к новым вирусам не выработан, а это означает, что прививка, не соответствующая обновленным штаммам, не сработает», – объясняет Екатерина.

В этом сезоне Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендовала включить в состав трехвалентной противогриппозной вакцины на основе куриных эмбрионов штаммы типа А – H1N1 и H3N2; штаммы типа B – «Вашингтон» и «Пхукет».

Тип А – H1N1 – это возбудитель свиного гриппа, который является крайне опасным и активно мутирующим вирусом. Вирус гриппа типа А еще называют пандемическим, отличающимся частыми смертельными случаями.

Тип А – H3N2 – это самый агрессивный штамм, способный очень быстро распространяться среди населения.

Штаммы типа B – «Вашингтон» и «Пхукет» – являются причинами местных вспышек гриппа, имеют схожие клинические и эпидемиологические признаки. Они также входят в комплексную вакцину, защищающую сразу от всех упомянутых вирусов.

«Штаммовый состав противогриппозных вакцин контролируется ВОЗ. Таким образом, состав вакцин, что в России, что в Европе, что в Америке – одинаковый. Но в этом году из-за пандемии COVID-19 встал вопрос по приоритетности вакцинации от гриппа, чтобы не допустить микста инфекций. Коронавирусная инфекция протекает гораздо сложнее, а противогриппозная вакцина защитит ослабленный иммунитет от вирусов гриппа. Если вы заболеваете, то организм бросит все силы, чтобы бороться с инфекцией. И в этот момент вы очень уязвимы: в этом состоянии можно подцепить какую-то другую инфекцию. Если же вы сделали прививку, то в организме находится инактивированный вирус – это не живой и даже не целый вирус, а его особые защитные эффективные части. Таким образом, у вас не развивается само заболевание», – убеждена Екатерина Жеренкина.

На заметку
Около трех миллионов доз вакцины для профилактики гриппа Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток произведет на экспорт для поставки в Венесуэлу.
   
Справка
В начале XX века выдающиеся российские врачи и ученые разрабатывали в НИИ вакцин и сывороток противочумные препараты, сотрудники участвовали в ликвидации эпидемий холеры и тифа. В 1930 году тут освоили изготовление токсина от столбняка и дифтерии. Первые ученые степени в СССР были присвоены сотрудникам Пастеровской станции без защиты диссертаций. В 1938 году отдел был реорганизован в юридически самостоятельное учреждение – ЛенНИИВС, который стал наследником и правопреемникам Петербургской пастеровской станции.

Во время Великой Отечественной ученые и лаборанты спасали Ленинград от смертельных инфекций, затем были начаты исследования по антибиотикам и производство пенициллина.

Даже в тяжелые 1990-е и начало 2000-х годов НИИ вакцин и сывороток первым начинал разработки большинства бактерийных и вирусных препаратов.

Закрыть