Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как и кто будет спасать лосей от машин под Петербургом

Дикие копытные, обитающие в петербургских окрестностях, переживают период гона. За последнюю декаду лоси дважды становились причиной серьезных ДТП. Почему это происходит и как защитить лосей и водителей друг от друга?

Аварии с участием лосей в последние дни произошли на трассе «Скандинавия» и на Дороге жизни. Животные погибли, а водители и пассажиры машин получили серьезные травмы. На днях лося видели гуляющим по Богатырскому проспекту – очевидно, он забрел туда из Юнтоловского заказника.

Дела сердечные

Почему это происходит? Кандидат биологических наук Павел Глазков говорит, что сохатые идут в город по «делам сердечным». С конца августа и до октября у них идет период гона – время продолжения рода. В это время самцы начинают пробивать копытами большие ямы – метят свою территорию – и рогами заламывают деревья.

В период гона они преодолевают огромные расстояния, до 70 километров за одну ночь, – ищут самок. В темное время суток выходят и в город. Тогда лоси опасны для человека, утверждает Глазков. Петербуржцам он советует не пытаться подойти близко к животному: во время гона лось агрессивен и может напасть на приблизившегося любителя селфи. При виде лося не нужно выходить из машины, а пешеходам следует подойти к подъезду или дереву – спрятаться за преградой.

Опасно для жизни

Между тем далеко не все водители знают, что столкновение с лосем – это такое же ДТП, как и столкновение с автомобилем, а значит, оно требует вызова на место сотрудника УГИБДД. Многие боятся разорения на штрафах, но штраф, как разъяснили нам в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, может быть возмещен за счет полиса ОСАГО. Ведь полис страхует любую гражданскую ответственность – в том числе перед Минприроды, а не только перед чужим автомобилем.

Автомобилист несет ответственность, даже если столкновение произошло вне зоны, обозначенной знаком «Дикие животные».

«Животный мир является государственной собственностью, – пояснила пресс-секретарь Комитета по природопользованию Анна Петрова. – За этот год в результате ДТП на дорогах Петербурга уже погибли три лося и одна косуля. В двух случаях водители усугубили свою вину тем, что покинули место ДТП. Помимо уплаты штрафа за погибшее животное им придется отвечать и за оставление места ДТП, а это грозит лишением водительских прав на 36 месяцев или арестом на 15 суток».

…и кошелька

В 2019 году в городской черте было зафиксировано девять ДТП с участием диких животных. Погибли шесть лосей и семь кабанов. Только в одном случае найти виновника (то есть ответчика) не удалось. В прочих случаях материальный ущерб был полностью оплачен. «Стоимость» тринадцати погибших копытных составила 660 тысяч рублей – они были возмещены.

В этом году ущерб уже составил 280 тысяч. В Ленинградской области цифры больше на порядок: за сезон гибнет не меньше ста животных, в основном лосей, и сумма ущерба превышает 10 миллионов рублей.

Что делать?

«Петербургский дневник» пообщался с аспиранткой биологического факультета СПбГУ Екатериной Ирхиной, чья научная работа посвящена методам предотвращения ДТП, в которых гибнут животные. По оценкам ученых, численность лосей в Ленинградской области составляет 17 тысяч особей – это примерно три особи на тысячу гектаров.

В межсезонье лоси совершают миграционные марш-броски от летних пастбищ к зимним. Дело в том, что летом они предпочитают объедать молодые посадки в мелколесье и на вырубках, а зимой – хвою и кору. В том числе ту, что произрастает в придорожных лесополосах. Расчистка этих полос могла бы спасти немало лосиных жизней.

Екатерина отметила также, что существуют и более дорогие способы снизить «копытную смертность»: наладить дорожную подсветку с датчиками движения и поставить на машины специальные радары для обнаружения животного в непосредственной близости от машины. Менее затратна, но столь же эффективна просветительская работа с населением.

Отметим, что ГОСТ для строительства экодуков в России появился только в конце августа 2020 года. Это помешало построить лосиные тоннели под платной трассой Москва – Петербург, хотя изначально они там планировались.

ФАКТ

В этом году, как сообщили в Комитете по природопользованию, на дорогах Петербурга уже погибли не менее трех лосей.

В 2 ДТП в этом году водители, сбившие лосей, усугубили свою вину еще и тем, что решили покинуть место аварии. За это им может грозить в том числе и лишение водительских прав.

«Можно не только расчищать придорожное пространство, но и делать его непривлекательным для лося с помощью репеллентов. Но самый действенный способ – барьерные препятствия: ограждения и экодуки, то есть тоннели под дорогой», Екатерина Ирхина, аспирантка СПбГУ.