Яндекс.Метрика
  • Анатолий Аграфенин

Безымянные герои Дороги жизни: в Кобоне сегодня откроют памятный знак «Неизвестному водителю»

Создателем памятника стал известный скульптор Александр Таратынов

Сегодня, в день начала блокады, в деревне Кобона будет открыт памятный знак «Неизвестному водителю». Именно шоферы, которые по льду Ладожского озера вывозили людей из осажденного города, а обратно везли продовольствие с боеприпасами, вошли в историю как главные герои Дороги жизни.

Чтобы обеспечить работу водителей на Дороге жизни, изо дня в день, из недели в неделю сотни людей безотлучно находились на льду.

Найти всех

Десятки водителей делали по два-четыре рейса и более. Часто не выходили из кабины по 30-40 часов. Сила примера оказалась действенной. Темпы перевозок выросли. В ноябре-декабре в среднем в сутки в город доставляли 367 тонн грузов, а в январе – уже 1771 тонну, в апреле – 4870 тонн.

В апреле 1942-го с приходом тепла лед стал быстро разрушаться. Ладога покрылась водой. Глубина этого «озера над озером» достигала 40-50 сантиметров. Казалось, машины не идут по льду, а плывут, как корабли. Полуторки отправлялись с половинной нагрузкой. Самое сложное было, когда автомобиль проваливался под лед: водителям было трудно открыть в воде дверцу, чтобы выскочить. Поэтому двери с машин сняли. А каждый водитель получил надувную автомобильную камеру, которая могла служить спасательным кругом. 23 апреля 1942 года движение на магистрали было прекращено.

А сколько было шоферов на Дороге жизни? Этот вопрос до сих пор остается открытым. Принято считать, что в разгар движения зимой 1941-1942 годов на Дороге жизни работали 4,5 тысячи водителей. Но кто-то из них возил грузы весь период, кто-то совершил один-два рейса.

В Кобоне ведет изыскательскую деятельность военно-исторический центр «Дорога жизни». Волонтеры разыскивают тех, кто работал на ладожской ледовой трассе. Координатор проекта «Водители Дороги жизни» Николай Миронов собирает список шоферов, общаясь лично, через электронную почту и социальные сети с теми, кто служил на Дороге жизни, их родственниками, потомками.

«По состоянию на 31 августа 2020 года найдены 6062 шофера ледовой трассы, в том числе 358 женщин. Имеется 1814 фотографий водителей», – говорит он.

Народная просьба

Александр Городницкий в апреле 1942 года в возрасте 8 лет был вывезен из блокированного города по Дороге жизни.

Несколько лет назад он написал пронзительное произведение «Стихи неизвестному водителю». С тех пор оно всегда звучит на его концертах.

«На каждом концерте поступали записки от зрителей: почему бы в Кобоне не поставить памятник шоферам Дороги жизни? По сути, народная инициатива подтолкнула к действию. Мы начали сбор средств. Люди откликнулись. Переводы поступали со всей страны», – рассказывает генеральный директор Фонда Александра Городницкого Елена Пахорукова.

Создателем памятного знака «Неизвестному водителю» стал скульптор Александр Таратынов.

Архитектор памятника Денис Ридер рассказал, как он создавался и что увидят сегодня участники торжественной церемонии открытия: «Поначалу были попытки создать собирательный образ водителя. Но получалось слишком просто и невыразительно. Тогда решили идти четко за стихами Городницкого. Главным героем стал мальчик, спасенный из Ленинграда по Дороге жизни. Он смотрит в открытую дверь автомобиля. И в просвет виден сохранившийся до наших дней и ныне возрожденный храм Святого Николая Чудотворца, который в войну был ориентиром для следовавших в Кобону автомобильных колонн. Моя мама Раиса Яковлевна – одна из многих ленинградцев, кто ребенком вырвался по Дороге жизни из блокады. Благодаря подвигу водителей она и сегодня с нами и гордится, что я участвую в создании этого памятника».

ФАКТ:
Чаще всего на Дороге жизни использовали «ГАЗ-АА» с грузоподъемностью 1,5 тонны, за что его прозвали полуторкой. Вторым по популярности грузовиком стал «ЗИС-5» грузоподъемностью 3 тонны – трехтонка.