Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Ленин и Грозный «восстали» из пепла в Эрмитаже

В главном музее Петербурга послезавтра откроется первая персональная выставка китайского художника Чжана Хуаня. «ПД» побывал на ней чуть раньше
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

9 сентября в Государственном Эрмитаже откроется выставка Чжана Хуаня. В Петербург работы современного китайского художника планировали показать еще в мае, но пандемия коронавируса отсрочила это событие до сентября. Но зато за это время к экспозиции добавились ещё две работы из серии «Любовь», которые автор создал в условиях изоляции.

КАРТИНЫ ИЗ ПЕПЛА

В Поднебесной и на Западе Хуань – фигура известная и популярная. Обнаженный и обмазанный медом он сидел у общественного туалета в окружении мух, гулял по Венецианской биеннале в костюме из сырого мяса и сделал из своего лица полотно для серии «Родословная»: иероглифами изобразил историю своей жизни.

«Он обаятельный и эмоционально тонкий художник, умеющий организовать массы на театральное действо и на производство огромных скульптур. Человек – сознательно открытый нескольким культурам, уютно в них живущий, но всегда трогательно помнящий свои корни», - написал в предисловии к каталогу выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

В середине 2000-х Хуань занялся созданием произведений в уникальной технике: его работы написаны пеплом от благовоний из буддистских храмов. Главная работа, «венчающая» Николаевский зал Эрмитажа, – это сорокаметровый групповой портрет коммунистической партии Китая. Его группа художников создавала около пяти лет.

«Хуань просто гулял по блошиному рынку и случайно обнаружил фотографию. Он был ошеломлен одним моментом: огромным количеством людей. Как он сказал: «Только в Китае могла быть создана такая фотография. А он довольно впечатлительный человек», - рассказала «Петербургскому дневнику» куратор выставки, младший научный сотрудник Отдела современного искусства Эрмитажа Анастасия Веялко.

 Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Как пепел крепится к полотну – секрет. Куратор выставки предполагает, что есть клеевая основа, которая прикрепляется к полотну специальным спреем и поверх этого ложится пепел. 

Прежде чем попасть к художнику, пепел сортируется по двум критериям: по цвету и по размеру. 

Рядом можно увидеть Ленина в пепле, обращающегося к своим соратникам.

ПОКЛОННИК РЕМБРАНДТА 

Выставка насчитывает более 30 произведений, многие из которых были созданы специально для Эрмитажа. Хуань впервые побывал в Петербурге в прошлом году, остался в восторге от нашего города. В программу его посещений вошел не только Эрмитаж, но и Русский музей, Петергоф и несколько церквей. Николаевский зал как будущий зал для своих работ он выбрал сам.

«Когда он приехал в Эрмитаж, его самым большим желанием стало увидеть Рембрандта в оригинале, особенно «Возвращение блудного сына». А у нас отличное собрание его работ! Он долго бродил по залу и сказал, что краски потрясающие, а Рембрандт – гений. Собственно, на этой экспозиции одна из работ и посвящена Рембрандту. Это «Возвращение блудного сына» из пепла», - отметила Анастасия Веялко.

Мотив отца и сына характерен для конфуцианства и китайской культуры, которая учит почитать старших и уделяет особое внимание отношениям старшего и младшего. Тема отцов и детей у Хуаня становится дуалистической: рядом с пепельной интерпретацией новозаветной истории о возвращении – пепельный Иван Грозный убивает своего сына.

«Он выбрал эту картину, поскольку когда-то изучал ее в академии. И когда увидел вживую, был очень тронут и сказал: «Я хочу это изобразить», - добавила основатель Pearl Lam Galleries Пеарл Лэм.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

«ЛЮБОВЬ» В ПАНДЕМИЮ 

На экспозиции представлены работы в другой необычной технике: смешение фотографии и резьбы по дереву.

«Две работы изображают нашу партию – XVIII и XX съезды партии. Очень интересное получилось совпадение: после XX съезда у нас окончательно испортились отношения с Китаем, потому что началась политика десталинизации и критика его наследия. Я думаю, он был в курсе, когда выбирал фотографии», - уверена куратор выставки.

Что оставить в оригинале, а что сделать деревянным, художник выбирает случайно уже в процессе. Работа идет, а когда, на взгляд Чжана Хуаня, композиция завершена, он просто говорит: «Достаточно».

Две картины – белый холст и красный акрил – из серии «Любовь» посвящены пандемии. Что это: вырванное сердце, зарождающаяся человеческая жизнь или сам человек – каждый решит для себя сам.

«Любовь произрастает из пылинки, свободно парящей в лучах солнца, - говорит о своих новых картинах Чжан Хуань. «Красная серия» стала новым творческим разделом в жизни художника: он возвращается к живописи. Восемь работ этой серии, объединенные под названием «Реинкарнация», - это красно-кровавые мазки, которые говорят нам не только о страхе перед пандемией, но и перерождении мира после нее.

НА ЗАМЕТКУ 

Во дворе Зимнего дворца можно увидеть скульптуру «Эрмитажный Будда»: по словам художника, в гигантском мифическом чудовище из космоса сконцентрирован конфликт верований.

ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ 

Выставка будет открыта в Николаевском зале Эрмитажа с 9 сентября по 8 ноября 2020 года.

Закрыть