Яндекс.Метрика
  • Анастасия Филиппова

Битва на мечах и академическое искусство: в Петербурге прошел фестиваль «Дух времени»

Юные участники бросали гранаты и лепили картины из веток, а взрослые пробовали себя в роли рыцарей
Фото: Анастасия Филиппова / «Петербургский дневник»

Прохожие в ужасе обходят стороной Муринский парк – оттуда слышны мужские крики и лязг железа. Но криминал тут ни при чем – так горожан встречает фестиваль «Дух времени». Интересный взгляд на протестную современность. Огороженный под бой манеж пустеет: побитые и уставшие воины клуба исторической реконструкции завершили битву. Один из рыцарей пустыми глазами смотрит в землю и поправляет слетевший доспех.

Трудно быть богом

«Сможете рассказать о состязании или вас сейчас лучше не трогать?» – аккуратно подступаюсь к нему, чтобы случайно не задел амуницией.

«Я – простой воин, вы лучше у главного спросите. Видите, в сером свитере стоит у шатра? Это Сергей Витальевич. Что мы говорим богу войны? Здравствуйте, Сергей Витальевич!» – напутствует собеседник.

Поймать бога войны не так-то просто – приходится расставлять руки, чтобы обратил внимание. Когда спрашиваю, как он дошел до жизни такой, смущается.

«Восемнадцать лет назад учился на инженера гражданской авиации, но это было так скучно. Поэтому стали выбираться с однокурсниками в лес – драться на палках и деревянных мечах. Постепенно поняли, что прекращать не хотим и основали клуб «Байард». Теперь уже используем в реконструкциях боев не палки, а реплики орудий, которыми раньше бились наши предки, примерно в XIV веке», – рассказывает Сергей Уколов.

Его прерывают очередные крики с манежа – ни минуты без боя. Сначала осторожно, а позже без разбора взрослые мужчины в шлемах и железных доспехах бьют друг друга. Противник загоняется в угол ринга, где его уже ждут несколько солдат. За ними наблюдают сразу несколько спасателей. Опечаленный рыцарь подходит к одному из медработников, протягивая опухшее от удара запястье. Война войной, а последствия никто не отменял. Со стороны сцены доносится «Сильная моя Россия».

Иди и кидай

Мальчик лет семи, впечатленный боем, тянет родителей за руки в сторону зоны для детей. Там их ждут девушки в гимнастерках – на этом этапе фестиваля учат бросать гранаты. Выстроенные в шеренгу «бойцы» слушают задание – нужно кинуть как можно дальше, иначе – битва проиграна. На первого в строю ребенка надевают шлем, в маленькую ладонь ложится деревянная копия боеприпаса.

Фото: Анастасия Филиппова / «Петербургский дневник»

«Думаете, нормально учить подобному детей, не травмирует их это?» – интересуюсь я. 

«Мне кажется, надо, чтобы дети знали, как все на войне происходило. Вот, например, наши гимнастерки и шлемы, которые надеваем на детей, – аутентичные предметы того времени. Наш военно-исторический клуб изучает историю, и, когда со всем этим соприкасаешься, начинаешь понимать весь ужас, проникаешься», – делится Мария Завьялова, студентка Политеха. 

В гости к Пушкину и предкам 

Для тех, кто больше заинтересован в мирных занятиях, рядом проводится пленэр. Модель, окруженная десятком мольбертов и детей, одета в сарафан. С выставочных полотен смотрят цветы в вазе, торцевая часть Михайловского – усадьбы Пушкиных. Следит за рисующими Дарья Лясина – глава студии «Непокоренных»: «Готовились к фестивалю долго: искали модель, выбирали материалы для рисования, специально к пленэру создали экспозицию работ воспитанников подростково-молодежного центра от 14 до 30 лет. Подобрали картины так, чтобы показать сразу несколько техник – масляную живопись, акварель и гуашь». 

Этот арт-пленэр – ровесник фестиваля, ему тоже три года. По словам Дарьи, сейчас интерес молодого поколения сместился от академического рисунка к диджиталу. Поэтому в студии пытаются привить подросткам любовь к истории искусств, чтобы они рисовали не слепо, а понимали контекст, воспитывали вкус. Наряд модели – еще одна попытка вернуться к истокам, а заодно поддержать коллег с соседней площадки.

Фото: Анастасия Филиппова / «Петербургский дневник»

Сарафанный мир 

В нескольких метрах от зоны боевых действий и уголка художников раскинулась древнерусская площадь. Вокруг ярмарочного столба, увешанного разноцветными лентами и деревянными ложками, расставлены столики. За ними герои в сарафанах учат детей лепить картины из макарон и веток. Мимо трудящихся вальяжно проходит черт с серебряным от краски лицом – это восьмиклассница из художественного клуба развлекает участников.

«Когда подхожу к ребятам для фотографии, становится неловко – они радуются, а вот родители на меня смотрят так, будто я их детей сейчас украду», – жалуется девушка. 

Раздается отстукивание каблуков, которое издалека напоминает перестрелку, – ансамбль народного танца знакомит гостей с древнерусским досугом. На взмахи красных платочков со стороны любуется пенсионерка Лидия Петровна. Она утирает слезу и делится воспоминаниями.

«Когда я была такой же молодой, тоже танцевала. Как распущу длинные волосы, надену платье и пойду в пляс. Только сейчас понимаю, какое же это счастье – кружиться. Теперь вот не могу – ноги болят, устаю быстро. Остается на девочек смотреть и былое вспоминать! Ну ничего, вот посмотрю и пойду рисовать, этого у меня никто не отнимет!» – подытоживает Лидия Петровна и расправляет полу дождевика.

Фото: Анастасия Филиппова / «Петербургский дневник»
Закрыть