Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Почему Санкт-Петербург считается родиной отечественной ветеринарии

Заботиться о животных начал еще Петр Первый

Петербург считается примером для остальных регионов в области ответственного отношения к домашним животным, в том числе и безнадзорным. Достаточно сказать, что именно Северная столица выступила инициатором создания закона об ответственном отношении к животным. Причем, как говорят эксперты, для нашего города это исторический процесс.

«Отрадно, что в этой области наблюдается взаимодействие всех сторон, вовлеченных в процесс: исполнительных органов власти, общественных организаций и просто неравнодушных граждан. Еще с 2012 года в городе действует программа безвозмездной вакцинации собак от бешенства, распространяющаяся как на владельческих собак, так и на собак без владельца. А с этого года запущена программа кастрации кошек, проживающих на придомовых территориях, в подвалах многоквартирных домов. Причем реализуется она за счет средств городского бюджета. И, конечно, надо отдать должное нашей государственной ветеринарной службе: ведь уже более 30 лет, с 1986 года, в городе не наблюдается случаев бешенства, ситуация с которым в ряде регионов страны весьма напряженная. Санкт-Петербург не случайно считается родиной отечественной ветеринарии», – отметил историк, член Общественного совета при правительстве Санкт-Петербурга по вопросам отношения к домашним животным Валерий Шарпило. 

История организации и становления государственной ветеринарной службы России неразрывно связана с городом на Неве. Более 300 лет назад Петр I своим указом от 31 марта 1715 года «о посылке в полки коновалов» (так в то время называли ветеринаров) и обучении «доброй коновальной науке» положил начало подготовке первых ветеринарных специалистов. По существу, с этого началась история отечественной ветеринарии.

Как отмечает Шарпило, причиной развития ветеринарии в начале XVIII века были в первую очередь нужды армии. К 1711 году в штатах 33 кавалерийских полков планировалось иметь 330 коновальных мастеров (по 10 на полк, на одного мастера – по 100 драгунских и 30 «тележных» лошадей). К 1712 году в штатах артиллерии было предусмотрено при штабе полка содержать одного коновального мастера, трех помощников и десять подковных мастеров. Основной их задачей было сохранение казенных лошадей. Однако и тогда, и много позднее недооценивалось то значение, которое Петр уделял «коновальной науке». Так, например, даже Александр Пушкин в своем незаконченном труде «История Петра I» перечисляет значимые деяния и указы Петра, но там не упоминается ни один из «ветеринарных» указов императора.

«Вообще же, в общественном сознании еще долго превалировало мнение о некой «второсортности» этой профессии. Так, например, в феврале 1846 года ветеринарный врач Петр Иессен, выступая на учредительном заседании Общества ветеринарных врачей в Петербурге, заметил: «…мы едва только удалились от того времени, когда каждый, кто мог англизировать и кастрировать лошадь, каждый английский грум, каждый кузнец слыл за ветеринарного врача. И в настоящее время каждому из нас попадаются случаи, когда больное животное, которое он с трудом и рачительностью лечил согласно правилам искусства, передается владельцем, по совету своего кучера, невежественному коновалу якобы для более успешного лечения, но в сущности, вернее выражаясь, на мучение», – продолжает Валерий Шарпило.

Российские императоры Николай I, Александр II, Александр III, Николай II последовательно проводили реформы, направленные на развитие и ветеринарии, и ветеринарного образования. Результаты не замедлили сказаться. Если в конце 50-х годов XIX века в русской армии насчитывалось 220 военных ветеринаров, а на государственной службе их состояло 156, то к концу XIX века численность военных ветеринаров выросла до 340 человек, а число ветеринаров, работающих в гражданской ветеринарии, выросло до тысячи, то есть более чем в шесть раз.

Именно в Петербурге появилась первая в России профессиональная организация ветеринарных врачей. Основанное в 1846 году семью ветеринарными специалистами Общество ветеринарных врачей выросло за 50 лет своего существования в мощную общественную организацию, насчитывающую сотни членов. По образцу и подобию петербургского общества десятки подобных организаций были созданы по всей Российской империи.

На праздновании пятидесятилетнего юбилея общества ветеринарный врач 3-го драгунского Сумского полка Мезин эмоционально сформулировал принципы ветеринарии: «С моей, ветеринарной точки зрения, я не знаю, что может быть благороднее, как лечить больное животное, – это ничем не заменимое в человеческом быту созиданье Божье. Или что может быть полезнее, как предостерегать человечество от употребления больных животных продуктов».

И сегодня наш город является локомотивом в развитии системы ветеринарии, защите прав животных и обеспечении безопасного взаимодействия человека и братьев наших меньших. Наше общество становится гуманнее к животным. Так, ответственное отношение к ним с недавнего времени закреплено и в Конституции РФ. А еще недавно в Северной столице создали мобильное приложение по подбору домашних животных.

Закрыть