Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Андрей Арьев: за простотой Довлатова лежит огромный труд

Сегодня писателю могло исполниться 79 лет. «ПД» приводит воспоминания друга Довлатова

Литературный критик и редактор Андрей Арьев был другом Сергея Довлатова ещё со студенческой скамьи. В 1989 году литературный журнал «Звезда», в котором трудился Арьев, опубликовал повесть «Филиал». Так началось «возвращение» Довлатова на Родину.

«Интерес к Сергею Довлатову у петербуржцев, несомненно, есть, - уверен критик. - Издаются его книжки, собрания сочинений. Каждый год проходит «День Д», устраиваются конференции по Довлатову. По сути, сбылись его мечты и очень точные предсказания. Сережа был человеком достаточно пылким, у него было много врагов и друзей. Жил он неспокойной жизнью и как-то написал: «Я хотел бы написать так, чтобы внуки моих врагов, читая моя рассказы, улыбались». Сейчас внуки поколения, к которому принадлежал Сергей Донатович, действительно с удовольствием читают его горькие рассказы и улыбаются. Он своей цели добился. Те противоречия в жизни, которые выявляет Довлатов, он решает в своих произведениях блистательным образом, никому не причиняя вреда, а вызывая улыбку».

Книги Довлатова попадают в списки рекомендованных для чтения школьникам книг, его изучают на журфаках и филфаках страны. «Это совершенно закономерно и правильно, потому что самое главное, что Сергей Довлатов не несет никакой опасности, которую все так боятся. Он без политического уклона в чью-либо партию. И диссидентом он никогда не был».

Сейчас выросло не только несколько поколений поклонников Довлатова, но и, по мнению Андрея Арьева, последователей.

«Но молодые авторы не понимают некоторых важных вещей. Я знаю таких молодых писателей по журналу. Они думают, что можно просто рассказать историю, как бы не работая над ней. Они говорят: Довлатов рассказывает о случаях, которые может увидеть каждый, их тьма. И начинают их просто пересказывать, а не изображать. А пересказанные рассказы очень принижают свой художественный тонус. Этого для литературы очень мало. Авторы думают, что пишут в жанре Довлатова, при этом не понимают его. Вот такой парадокс».

Довлатов, как говорит Арьев, понимал, насколько писательство тяжкий труд. «В основе работы Довлатова была работа. Сергей работал над каждым словом, например, так, чтобы в предложении ни одно слово не начиналось с одной и той же буквы. Казалось бы – какой формализм и непонятная затея. На самом деле так он сознательно облегчал себе работу. Довлатов избегал невнятной тавтологии и звукописи. Он делал свою прозу энергичной, упругой.

И в конце концов, речь идет о врождённых вещах: Довлатов обладал почти абсолютной памятью, замечательным зрением. Он был хорошим художником: когда-то учился в художественном училище, собирался даже на оформительский факультет к Николаю Павловичу Акимову и даже прошел собеседование…. Я это к тому, что за всей кажущейся на первый взгляд простотой лежит огромный труд в самых разных областях жизни».

Закрыть