«Учиться хочется!»: каким было 1 сентября в блокадном Ленинграде
«1 сентября 1941 года наша школа не работала», – написала в своем блокадном дневнике третьеклассница школы №218 на улице Рубинштейна, 13.
Спустя 70 с лишним лет записи Зинаиды Иткиной стали доступными на портале Президентской библиотеки.
«Сентябрь 1941 года, – фиксирует в своем дневнике И. Малахов. – Я должен был сесть за парту в 9-м классе. Но война все изменила… учащиеся роют противотанковые рвы. Начнутся ли занятия? Не думаю, слишком близок фронт. А учиться хочется!»
Через неделю, 8 сентября 1941 года, город был взят в кольцо. На этот момент в Ленинграде находились 201 082 школьника и было принято решение продолжать обучение в осажденном городе. Но в ноябре 1941 года к учебе приступили только 90 152 человека. Это объяснялось отчасти массовой эвакуацией детей, отчасти тем, что многие старшеклассники заменили у станков родителей, ушедших на фронт.
Все сильнее начинал ощущаться голод. Зимой 1941-1942 годов, в самое тяжелое время блокады, число школ резко сократилось. К весне 1942 года занятия посещали всего 2800 детей. Эти данные взяты из книги «Школа №138 в годы блокады» – сборника воспоминаний учащихся и педагогов этого учебного заведения, который по крупицам восстанавливает блокадный период обучения.
Реалии первой блокадной зимы, самой голодной и холодной, полностью видоизменили школьную жизнь.
Следующий год
В 1942 году новый учебный год выглядел уже по-другому. В газете «Ленинградская правда», №208 от 2 сентября 1942 года, в статье «Снова за парты» читаем: «Еще задолго до начала занятий ожили школьные коридоры. Собственно, двери школы были широко открыты и в летние месяцы: ребята младших классов работали в кружках, собирались здесь для экскурсий. Вчера они снова сели за парты».
Хорошие новости
После прорыва блокады Ленинграда зимой 1943 года обнадеживающих новостей стало еще больше. Заметно изменилась и тональность дневниковых записей школьников. Вот отрывок из оцифрованной Президентской библиотекой книги «Девочка из блокады», которую составила из собственных блокадных записей ленинградка Алиса Константиновна Большакова: «1 сентября 1943 года я пошла в женскую школу №335… На мне было клетчатое платье, а в руках желтый соломенный портфель. Как мне объяснила мама, вещи попали к нам из американских посылок, американской гуманитарной помощи. Возле школы я сразу познакомилась с девочкой. Мы сели за одну парту».
До полного снятия блокады 27 января 1944 года оставалось меньше пяти месяцев.
ФАКТ:
1 сентября 1943 года начались занятия во всех младших классах Ленинграда. Старшеклассники сели за парты 1 октября. «В школах отремонтированы крыши, канализация, печи», – писала «Ленинградская правда».
«Октябрь 1941 года. Как снег на голову свалились занятия. Учителя преподают хорошо, толково и четко. Особенно физичка. Живем мы в школе, где имеем свет и тепло, дома же из-за экономии дров топят редко… Учеников кормят без карточек», — И. Малахов, ленинградской школьник.