Яндекс.Метрика
  • Августа Орлова, София Лекомцева

Ученые обнаружили больше трех десятков сортов яблонь на Карельском перешейке

Найденные образцы могут помочь создать новые перспективные сорта, уверены специалисты

Маршрут экспедиции пролегает по Карельскому перешейку, труднодоступным местам Карелии и юга Мурманской области. Карельский перешеек издавна известен как район садоводства, где столетиями формировался свой сортовой сортимент и встречались два потока интродуцированных (некоренных, несвойственных для данной территории) сортов – из стран Западной Европы (в том числе Скандинавии) и северо-западных регионов царской России.

СТАРОМЕСТНЫЕ СОРТА 

Основная цель участников экспедиции – наиболее полный сбор образцов всех возможных культурных растений и их диких родичей. Предыдущую экспедицию в район Карельского перешейка ученые ВИР проводили в 2009 году. Нынешняя охватывает ранее не изученный регион Карельского перешейка, а также Соловецкий архипелаг. Собранный материал позволит обогатить самую ценную и одну из самых крупных в мире коллекцию генетических ресурсов растений ВИР образцами с уникальными хозяйственно-биологическими характеристиками. Всего в коллекции плодовых культур ВИР насчитывается около 22 тысяч образцов культурных растений и их диких родичей – в полевой коллекции (в живом виде) и в виде дублетного хранения ex situ (микрорастений, черенков в жидком азоте).

«Староместные сорта плодовых культур – это сорта, вышедшие из сельскохозяйственного производства, но представляющие определенную научную, социально-экономическую и культурно-историческую ценность. Они произрастают в садах Карельского перешейка, особенно на местах бывших финских хуторов, и являются предметом огромного интереса благодаря своему уникальному адаптивному потенциалу, – рассказала «Петербургскому дневнику» Надежда Тихонова, кандидат биологических наук, и.о. заведующего отделом генетических ресурсов плодовых культур ВИР им. Н.И. Вавилова. – Речь идет о достаточно старых деревьях, их возраст достиг 65-90 лет, что делает их уязвимыми. При отсутствии ухода и перезакладки уникальный материал может быть утерян».

БОГАТЫЙ УЛОВ 

«За четыре дня работы было мобилизовано около 30 образцов староместных сортов яблонь с разрушенных финских хуторов, а также яблонь советской селекции 1950-х годов. Все образцы отличаются по морфологическим признакам: форма, окраска и вкус», – сообщила «ПД» с экспедиционного маршрута Лилия Шипилина, руководитель экспедиции, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник отдела агроботаники и сохранения in situ генетических ресурсов растений ВИР им. Н.И. Вавилова.

Интересной находкой в Выборге на станции юннатов стали яблони Недзвецкого с ярко-розовыми плодами и такой же розовой мякотью. Эти яблони относятся к декоративным и отличаются достаточной морозостойкостью и относительной устойчивостью к болезням и вредителям.

ВИД ИЗ ПАЛАТКИ НА ЗВЕЗДНОЕ НЕБО 

Если для старших коллег новым является только регион, то для Ольги Сухановой, лаборанта-исследователя отдела агроботаники и сохранения in situ генетических ресурсов растений ВИР им. Н.И. Вавилова, это еще и первая экспедиция в жизни.

«Стоит сразу сделать ремарку о том, что я очень городской человек, а здесь такое! – восторгается Ольга Суханова. – Через три дня после начала экспедиции хочется сказать – все просто удивительно! Красивые места, множество интересных и необычных образцов, с которыми и связана работа. И природа вокруг очень разнообразна. И в ночных стоянках в палатках все же есть нотка чего-то таинственно-романтического, особенно когда ночью выбираешься и поднимаешь голову на небо. Невольно можно и ахнуть – чистое небо и россыпь звезд... Удивительное зрелище!»

Среди следующих точек маршрута – южная Карелия, Терский берег, Соловецкий архипелаг и окрестности Старой Ладоги.

СПРАВКА:

В Карелии у многих огородников и любителей сада растут устойчивые сорта яблони: летние – «папировка», «белый налив», «грушовка московская», осенние – «боровинка», «коричное полосатое», «осеннее полосатое».

«Некоторые из найденных сортов яблонь, чьи названия уже никто из местных и не вспомнит, пережили несколько суровых зим с температурой минус 40 градусов и ниже», Надежда Тихонова, кандидат биологических наук.