Куда исчезли трамвайные билеты?

С одной стороны, кассовые чеки могут быть полезны работодателям, которые отслеживают передвижения сотрудников. На чеке указаны стоимость билета, дата и время поездки. Поэтому работник, который получает компенсацию за транспортные расходы, имеет меньше возможности для обмана.
С другой стороны, исчезновение традиционных трамвайных билетиков лишает горожан привычки искать среди них счастливые, а также выбивает почву из-под ног коллекционеров.
АКТИВНАЯ МОСКВА
Коллекционеры, собирающие проездные билеты, называются «перидромофилами». В Петербурге в их группе состоят 15 человек.
«В Москве коллекционеры более активны. Есть даже общество, которое называется «Наше метро». Возможно, оно появилось по той причине, что столичный метрополитен постоянно выпускает карты «Тройка» с новым дизайном, – рассуждает в беседе с корреспондентом «ПД» лидер петербургских собирателей билетов Александр Храмов. – Но и у нас бывают сувенирные пластиковые карты. И коллекционеры устраивают за ними настоящую охоту».
Любопытная деталь: в годы, когда работники транспорта активно боролись с «зайцами», отделы, отвечающие за выпуск билетов, проявляли фантазию. Например, в некоторых городах были популярны билеты-лотерейки и билеты, являющиеся скидочными картами. Последние можно было отоваривать в партнерских магазинах.
«Сам я участвовал в создании билетов с ребусами, когда проводил соревнования «Бегущий город», где требовалось не только быстро передвигаться, в том числе на автобусе, но и находить загаданное место», – делится воспоминаниями Александр Храмов.
Уход в прошлое традиционных билетов коллекционеры воспринимают с грустью. Но не отчаиваются. «Никуда наше хобби не денется! Просто переориентируется на пластиковую продукцию, – считает Александр Храмов. – Когда пластиковые билеты только появились, возникло много желающих их собирать, потому что новые тренды всегда привлекают».
«ЧАСТЬ ИСТОРИИ»
По данным СПб ГУП «Горэлектротранс», только 13-14% пассажиров пользуются при поездке разовыми билетами.
Резкое падение популярности бумажных билетов наблюдается с 2016 года, рассказали на предприятии. С тех пор число проданных билетов сократилось на 43,5%. При этом стали востребованы, например, единые билеты на 90 минут, а самый большой скачок по популярности отмечен у платежей банковскими картами: плюс 77%.
«Словом, новый порядок всем нравится, – отмечает пресс-секретарь «Горэлектротранса» Дарья Тимофеева. – Хотя и не спорим: проездные билеты – это часть истории. В нашем Музее городского электрического транспорта разным билетам отведены почетные стенды».
Представитель СПб ГУП «Горэлектротранс» уверена, что многие горожане помнят, как вместо билетов пробивали талоны компостером, как брали билеты в кассе, в которую надо было бросать
монетки и крутить ручку…
«Но не все знают, что в знаменитом ленинградском трамвае «Стиляга» для этой кассы придумали специальное место: между двух сидений друг напротив друга, – добавляет Дарья Тимофеева. – Сказано ведь, что совесть – лучший контролер. Каждый вошедший пассажир знал, что за ним волей неволей наблюдают: взял ли он билет, много ли опустил монеток?»
Случались и совсем занятные истории. Например, среди экспонатов музея недавно появился билетик 1930-1940-х годов, который… принесла на хвосте птица. В буквальном смысле слова!
Билет нашли при реставрации колонн Российской национальной библиотеки. Внутри капители обнаружилось гнездо, а в нем – билет. Реставратор сдал его в музей.
АВТОБУСЫ И ТЕАТРЫ
Добавим, что у СПб ГУП «Пассажиравтотранс» статистика схожая: разовыми билетами пользуются лишь 15% пассажиров. При этом в автобусах пока выдают и чеки, и традиционные билеты.
Зачем вообще понадобилось изменять привычную схему? Таково требование федерального закона о применении контрольно-кассовой техники. К слову, по этой же причине отказались от традиционных билетов, ограничившись чеками, и некоторые театры.
С июля 2019 года обязанность по выдаче билетов и фискальных чеков лежит на самих перевозчиках. Теперь они придумывают, у кого заказывать печать билетов, и высчитывают, сколько их вообще требуется, — Роман Агапитов, пресс-секретарь СПб ГКУ «Организатор перевозок».