
Эксперты объяснили, почему петербуржец проиграл «Великому Султану»
Пушкинский районный суд в начале недели вынес интересное решение. С иском в суд обратился Эндрю Синицкий, который потребовал более 750 тысяч рублей от компании Google LLC и китайской студии Mechanist Games – разработчика игры «Великий Султан». Заявитель так увлекся игровым процессом, который разворачивается на территории Османской империи XIII века, что якобы не заметил, как с его банковского счета с ноября 2018 по июль 2019 года регулярно списывались деньги.
Азарт
Управление империей, схватки с соперниками и создание собственного гарема – все это затруднительно в игре «Великий Султан» без покупок за реальные деньги разнообразных виртуальных товаров.
Отзывы в Интернете пестрят признаниями о том, как люди годами увлеченно играют в эту игру.
Вероятно, тратить деньги требует азарт, который возникает благодаря тому, что в игровом мире сталкиваются реальные люди.
Все по закону
«Великий Султан» Эндрю Синицкий, пойдя в суд, утверждал, что якобы без его ведома владельцы игры списывали деньги с его банковской карты, привязанной к аккаунту. Суд в иске Синицкому отказал, отметив, что все покупки были совершены с его согласия, ведь без этого невозможно даже приступить к игре.
Ведущий специалист петербургской компании «IT-Юрист» Алексей Шаталов говорит, что после того, как Синицкий ознакомился со всей информацией об услуге и сделал онлайн-заказ, он был вправе отказаться от него в любое время до его передачи, а после передачи – в течение 7 дней. Его утверждения о том, что он так долго не знал о списаниях, несостоятельны, считает юрист.
«Так называемое безакцептное списание допускается в случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом. Поэтому, если пользователь, совершивший акцепт всех необходимых публичных пользовательских соглашений, будет длительный срок бездействовать, то впоследствии строить позицию в суде на том, что он находился в неведении, бесперспективно», – говорит Шаталов
Зависимость
По словам врача-психотерапевта и нарколога Игоря Лазарева, поведение Синицкого очень напоминает поведение зависимого человека. Абстинентный синдром у игрозависимых – почти как при наркомании. Здесь также идет «повышение ставок».
«Зависимость от игры – почти как при наркомании. Депрессии, тревога и даже неприятные физические ощущения. Хотя никакого вещества, алкоголя и наркотика, нет, а мозг выдает примерно такие же реакции», – говорит Лазарев.
По его словам, человек тратит деньги в игре, но через месяц от этого количества покупок он уже не получает то же удовольствие и тратит больше и больше, говорит эксперт. Кроме того, игрозависимые постоянно хотят отыграться.
«Допустим, купил он что-то, но не победил. На следующий день думает, что сейчас купит, например, еще более мощные доспехи и точно будет победителем», – говорит эксперт, добавляя, что освободиться от такой зависимости без профессиональной помощи очень сложно.
Киберпанк уже здесь
Психоаналитик и философ Лариса Великанова заявила «ПД», что случай Синицкого вполне характерен для современности. Причем попадают в такую ситуацию чаще именно взрослые, чем дети.
«Иногда мне кажется, что мы уже живем в фантастическом мире киберпанка, где границы между виртуальной реальностью и объективной уже не существует. Случай Синицкого показывает, как легко виртуальное переходит в реальность, но при этом несет за собой вполне материальные последствия», – говорит Великанова.
Даже самая большая абстракция – деньги, – по ее словам, становятся теперь чем-то, чего вообще не существует в объективной реальности и что не попадает к нам в руки. Деньги на банковских картах и электронных кошельках не имеют никакого вещественного подтверждения в реальности.
Потребление упростилось настолько, что для оплаты товара и услуги достаточно одного жеста в мобильном устройстве. Деньги, как и личные данные, больше не принадлежат людям, они хранятся в виртуальных облачных системах. Все это, по мнению, эксперта, очень дезориентирует современных людей.
«В ситуации, когда в мире правит сиюминутное удовлетворение, человек перестает принадлежать себе и теряется, получая толику неудовольствия. Потребление и стремление к удовольствию встраиваются в образ жизни современных людей. Любая неприятность и фрустрация переживаются чрезмерно, хочется убежать от этого. И здесь на помощь приходит виртуальный мир, где ты можешь создать себе совершенное тело, поместить его в идеальные условия и где ты сам контролируешь мир», – говорит Лариса Великанова.
По мнению эксперта, сегодняшний мир похож на период психического развития, который психоаналитики называют параноидно-шизоидной позицией.
«Здесь еще не существует границы между внешним и внутренним миром, всем правит принцип удовольствия, и младенец считает себя всемогущим и управляющим реальностью. Виртуальность дает возможность погрузиться в состояние всемогущества и получать безграничное удовольствие от победы над врагами или от создаваемого идеального образа себя. И теперь игра не питает азартом, а представляет собой бегство от реальности, эскапизм», – добавляет собеседница «ПД».