Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Эксперт объяснил, откуда на Октябрьской набережной взялись поребрики из надгробий

Их скоро уберут

Можно увидеть невооруженным глазом

26 августа один из жителей Петербурга обнаружил на Октябрьской набережной могильные плиты, относящиеся к 70-м годам XIX века. Заместитель председателя Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза Илья Попов рассказал «Петербургскому дневнику» о судьбе находки.

По словам Попова, такие пугающие находки были обнаружены в Петербурге уже не раз во время ремонтных работ. Чаще всего, это надгробия с православных и лютеранских кладбищ города. В частности, фрагмент плит находили на Большой Конюшенной улице, около Казанского собора на Невском проспекте. Порой надгробия можно найти в удаленных от центра местах, например, на стройке Новолитовской улицы.

«Надгробия обычно создавались монументальные, - объясняет Илья Попов, - Поэтому очень часто на улицах рядом с домами, которыми город застраивался в 1960-х годах, на удивление, были не бетонные поребрики, а гранитные. Причем они идут вперемешку – и красные, и белые, и серые фрагменты плит. С какого именно кладбища они появились – неизвестно, но то, что это переделанные надгробия, порой можно увидеть невооруженным глазом».

Также Попов рассказал об известной находке пятилетней давности. Речь идет о надгробии сына Гусейна Хана Нахичеванского – одного из генералов-адъютантов Николая II, который был расстрелян большевиками после революции. Его сын Хан Николай Нахичеванский был похоронен на Новодевичьем кладбище. Его надгробие было обнаружено под памятником Чернышевскому во время его реставрации. Позже надгробие передали в мастерскую скульптора, который создал памятник Гусейну Хану Нахичеванскому.

Находка с другой стороны Невы

«Если на плитах на Октябрьской набережной есть фрагментарные надписи с именами и фамилиями, это бы подсказало, откуда они происходят. Могу предположить, что их перенесли с кладбищ, которые расположены по левую или правую сторону реки Невы», - считает эксперт.

Как могильные плиты стали частью городских улиц? Это связано с политикой уничтожения святынь Российской империи, которая разворачивалась после прихода к власти большевиков.

«Культурная» революция предусматривала закрытие и разрушение церквей и монастырей, а также разрушение кладбищ. У нас в Петербурге исторические кладбища были «приговорены» к закрытию и уничтожению еще до войны. В частности, должно было быть уничтожено Смоленское кладбище и Волковское кладбище, а наиболее ценные памятники примерно с 1934- 36 годов стали перевозить в Александро–Невскую лавру, на Лазаревское кладбище или на бывшее Тихвинское кладбище, получившее название Некрополь мастеров искусств. Еще сохранили Литераторские мостки». 

Остальные кладбища постигла участь уничтожения или превращения в городской парк.

«Я думаю, было бы правильно те фрагменты, которые содержат значительную информацию о погребенном, все же сохранять. Сейчас отношение в обществе к этому изменилось», - полагает Илья Попов.

В пресс-службе Комитета по развитию транспортной инфраструктуры сообщили, что данные бордюрные камни были установлены еще при строительстве Октябрьской набережной. «В настоящее время генеральной подрядной организацией АО «ВАД» дано поручение подобные камни демонтировать и складировать на площадке до принятия решения об их дальнейшей судьбе», - рассказали в комитете.

Закрыть