Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

В Петербурге может появиться еще одно знаковое место авиационной истории

На Никольском кладбище хотят установить памятную доску в честь Лидии Зверевой и других погибших летчиков, чьи могилы были утрачены

Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения первой русской дипломированной летчицы Лидии Зверевой. «ПД» уже писал о том, что долгое время ее могила на Никольском кладбище считалась утраченной, но в прошлом году историки авиации из Петербурга смогли обнаружить предположительное место захоронения.

Сейчас готов художественный проект памятной доски, которую хотят установить на Никольском кладбище. Предварительное одобрение уже получено от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) и Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле.

ЗВАЛА В НЕБО 

Заместитель председателя Секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала ФГБУН Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской Академии наук Александр Лукьянов в разговоре с «ПД» отметил, что если говорить именно о первых, то все русские женщины-лётчицы были первыми по какому-либо критерию.

«Первой в августе 1910 года выполнила самостоятельный полет на «Блерио» во Франции княгиня Софья Долгорукая. Но аварии не позволили ей сдать экзамен, диплом она получила только в июне 1914 года уже в России, а в 1917 году, единственная из женщин, получила звание «военный лётчик». А вот Лидия Зверева стала первой русской женщиной, которая сдала экзамены в авиашколе и получила диплом пилота-авиатора. Случилось это в августе 1911 года», - рассказал он и добавил, что диплом пилота-авиатора не был обязательным итогом обучения в частной авиашколе. Научившись простейшим азам, новоиспечённый авиатор получал свидетельство авиашколы. Диплом образца Международной воздухоплавательной федерации (FAI) выдавал национальный аэроклуб при выполнении определенных требований и сдаче экзамена специальной комиссии.

«Диплом обычно требовался авиаторам-спортсменам – для производства публичных полётов на авиамитингах и гастролях по разным городам», - пояснил он. 

Историк авиации, считает, что удел первых – звать за собой и показывать собственным примером путь к мечте, в небо.

«Зверева одна из пяти довоенных русских авиатрисс выступала с гастрольными публичными полётами - в Тифлисе и Риге, пусть и не особо удачными. Но в 1912-1913 гг. интерес публики к таким полётам значительно угас, и Зверева вместе с мужем-авиатором Владимиром Слюсаренко открывает фабрику по производству аэропланов в Риге и авиашколу при ней. Они стали первой семейной парой дипломированных пилотов-авиаторов», - отметил он.

В ПАМЯТЬ ОБ АВИАТОРАХ

Как рассказал «ПД» председатель Секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники (СПбО РНК ИФНиТ) Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской Академии наук Виталий Лебедев, сейчас для КГИОП готовятся чертежи памятной доски, которая увековечит имя русской авиатриссы на Никольском кладбище.

«Мы присовокупим их к письму-обращению, чтобы они видели её во всех ракурсах и понимали, как она будет крепиться к их исторической стене», - пояснил он, отметив, что после установки доски в городе появится ещё одно знаковое место нашей авиационной истории.

Писатель и журналист Ирина Лисова, которая является биографом Лидии Зверевой и одним из инициаторов работ по установке доски, объяснила, почему на Никольском кладбище решили устанавливать доску, а не восстанавливать надгробие на предположительном месте захоронения авиатриссы.

«Для того, чтобы восстанавливать надгробие, нужны документы, которые бы точно указывали, что она похоронена именно в этом месте. Буквально некая схема с крестиком, что могила находится именно здесь или указание ряда и номера участка. Однако у родственников и в архивах таких документов не нашлось. Возможно, что-то было у мужа Лидии Виссарионовны - Владимира Слюсаренко, который после революции эмигрировал в Австралию. Но он давно умер. Так что, вероятно, даже эти документы пропали. Комитетам информации от человека, который когда-то видел эту могилу и точно помнит, где она, недостаточно. Но они поняли наше стремление увековечить память Лидии Зверевой на кладбище, где она была похоронена. И мы вместе нашли такой компромиссный вариант», - сообщила Лисова.

Она добавила, что вместе с именем одной из первых русских авиатрисс на Никольском кладбище увековечат и имена других погребенных там авиаторов, чьи могилы также пропали.
«История Никольского кладбища сложная. Оно сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, многие захоронения были утрачены. У историка авиации Александра Лукьянова оказалось еще несколько документов, которые подтверждают, что здесь были похоронены авиаторы Борис Киренский, Борис Дановский, Михаил Кузнецов (Владимиров) и Александр Головкин. Они ушли из жизни до революции, их могилы также утрачены. И мы решили, что раз уж делаем такую доску в память о Лидии Виссарионовне, то неплохо бы вспомнить и о них. Наверное, она была бы не против», - говорит Лисова.

Писатель добавила, что доску планировали открыть к 130-летию Лидии Зверевой. Однако пандемия коронавируса внесла коррективы в сроки.

Кстати, дата рождения первой дипломированной русской авиатриссы еще недавно была неизвестна.

«Везде просто указывался год рождения - 1890. Но я нашла послужной список ее отца, Виссариона Зверева. В нем были указаны все члены семьи. И рядом даты их рождения. Так стало известно, что Лидия Виссарионовна родилась 13 августа по старому стилю, или 25 августа по новому», - поделилась писатель.

КСТАТИ: 

Сейчас в честь Лидии Виссарионовны Зверевой названа улица в Приморском районе Санкт-Петербурга и одна из улиц микрорайона Аэродром в Гатчине. Кроме того, в сквере имени Льва Мациевича на бывшем Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге установлен бюст лётчицы Лидии Зверевой.

Подробнее о первых российских авиатриссах читайте в материале «ПД».