Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Ирада Берг: «Молодым писателям важно дать возможность сделать первый шаг»

Объявлены имена 30 победителей литературного конкурса «Кто Я?», в котором приняли участие более тысячи молодых авторов, никогда и нигде не издававшихся. О том, как родилась его идея и какие награды ждут победителей, рассказала автор проекта «Чтение со смыслом», писатель Ирада Берг
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

- Ирада, на заре перестройки вышел имевший огромный резонанс фильм Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?». А как бы вы, уже состоявшийся писатель, ответили на этот вопрос?

- Первый шаг действительно самый сложный. Я знаю это по себе. Если бы мне по жизни не встретились замечательные люди и не помогли осознать, кто я, возможно, я никогда бы не состоялась как писатель. Потом, когда ты выходишь на определенный уровень, тебе намного легче, и ничего не нужно доказывать. Но я хорошо помню, как искала себя, как непросто давались первые шаги. Поэтому мне так хочется помочь молодым талантливым ребятам.

- А они есть? Расскажите о конкурсантах. Кто и какие они?

- Главное, что меня поразило, – практически все ребята, принявшие участие в проекте, талантливы. Наверное, это звучит немного банально, но на самом деле так оно и есть. Мне вообще кажется, что основная черта этого поколения - искренность. А еще открытость и сердечность - основополагающие ценности для сегодняшнего бушующего и непростого мира.

Всего в нашем конкурсе приняли участие более тысячи молодых людей со всей России. Критериев было два: возраст до 36 лет. И второе важное условие - чтобы это были ребята, которые нигде никогда не публиковались.

- И о чем в основном они рассказывали?

- Это потрясающие работы. Пронзительные, неравнодушные, порой трогательные. Самая главная тема - о том, как сложно в этой жизни найти себя и как легко пойти не той дорогой. Есть рассказ-утопия, со вкусом повествующий о современных технологиях и их влиянии на нас. О том, как мы теряем свою индивидуальность. И хотя фантастику я не очень люблю, мне понравилось, что в концовке сквозь новшества и цифровизацию все равно прорвется личность.

Запомнился потрясающий рассказ о случайной встрече девушки и молодого человека. Они оба очень серьезно больны, но пока не знают об этом. Поэтому их тихое счастье, умение ценить момент здесь и сейчас воспринимается особенно пронзительно.

Очень понравилась история про девушку-инвалида. Это не жалостливый рассказ про несчастного человека, а размышления о том, что можно жаловаться, обвинять кого-то во всех несчастьях, а можно просто по-другому посмотреть на мир. И он изменится после этого.

Есть размышления о ситуации в глобальном мире. Ребята показывают, что мир стал единым. И проблемы теперь у всех общие. Они людей объединяют, те становятся ближе, лучше понимают друг друга.

- Среди множества интересных работ вам, наверное, непросто было выбрать победителей?

- Это правда. Но получилось так, что моя идея нашла понимание и поддержку среди друзей, которые потом вошли в жюри конкурса. Например, с Машей Мироновой меня свела судьба. Мы подружились с ней прошлым летом. И оказалось, что кроме того, что она великолепная актриса, это еще очень красивый, глубокий человек. С ней интересно работать именно над содержанием. Она призналась, что недавно прочла мой рассказа «Открытка». И он ей так понравился, что она захотела его прочесть на какой-нибудь площадке. Потом в ходе беседы мы заговорили о том, как важно сейчас доносить тексты таким образом, чтобы как можно большее число детей, подростков, молодых людей приобщить к чтению. Подумали, может быть, есть смысл сделать это как-то по-другому. Например, через призму автора-писателя и артиста. Кстати, в этом в том числе состоит идея проекта «Чтение со смыслом».
С писателем Андреем Аствацатуровым мы встретились на телеканале «Петербург». Разговорились и как-то сразу подружились. Поэтому сейчас готовим ряд совместных выступлений. С главным редактором журнала «Сноб» Сергеем Николаевичем мы знакомы давно. Но сейчас стали уже коллегами. С Янушем Вишневским мы тоже давно знакомы. У нас есть совместный роман, который я сейчас буду переделывать.

- Чем это вызвано? Извечная творческая неудовлетворенность?

- Во-первых, я взяла псевдоним Ирада Берг. Но дело даже не в этом, а в осознании и принятии себя. Как раз во время пандемии мне позвонил Януш и сказал: «Ирада, наш роман переиздают в Польше и хотят издать в Германии». Я поняла, что должна принять решение и сообщила Янушу, что хочу взять псевдоним – фамилию моей прабабушки. «Прекрасно, - одобрил он. - Это очень красиво и тебе подходит». И все мои знакомые хорошо это восприняли. Наверное, потому, что и мне было комфортно с новой фамилией. Произошла некая самоидентификация.

Сюжетная линия романа останется прежней. Но сам текст я хочу переделать, потому что к нему у меня теперь другое отношение, более профессиональное. Я поняла, как надо работать с текстом, как осмысливать и выстраивать его. Многому научили мои друзья-литераторы. Поэтому в том сборнике, в котором будут напечатаны рассказы победителей, мы представим и произведения мэтров. Мне кажется, это будет очень интересно для читателей и полезно для молодых писателей. Альманах будет издан в издательстве «Арка» Государственного Эрмитажа в конце ноября.

- А какие еще награды, кроме включения в сборник, ожидают подающих надежды авторов?

- Во-первых, мы обязательно пригласим их на презентацию, которая пройдет в Эрмитажном театре. Наша задумка состоит в том, чтобы рассказы победителей представить в виде перформанса, в котором звезды будут читать рассказы молодых ребят. Спектакль ставит режиссер Александринского театра Антон Оконешников. Если все будет хорошо, покажем его 7 декабря.

Во-вторых, мы собираемся снимать художественный фильм по рассказам альманаха «Кто Я?». Это будет делать замечательный молодой режиссер, ученица Сергея Соловьева Стася Венкова. Замысел не хочу раскрывать, но могу сказать, что каждый из авторов сыграет сам себя. Свое согласие на участие в картине дала и Мария Миронова. Для меня это будет в новинку. Но я понимаю, что это мое, и тоже учусь.
Есть еще несколько идей. Мы хотим все деньги от продажи сборника отдать на обучение троих ребят на факультете свободных наук и искусств нашего университета, где как раз преподает Андрей Аствацатуров. Кроме того, надеемся, что с нашей помощью пять авторов смогут издать свои произведения отдельной книгой.

- Как вы считаете, из тех, кто принимал участие в конкурсе, есть перспективные ребята? Может кто-то из них вырасти в настоящего большего писателя?

- Конечно. Хотя, как вы знаете, очень много зависит и от трудолюбия. Как хорошо сказал мой друг художник Юрий Купер, «талант – это лучшая версия себя».
Сделать первый шаг мы им помогли, а дальше - сами. Но в любом случае у них уже будет что предъявить издательству и читателям.

На заметку

Ирада Берг (Вовненко) – коренная петербурженка. Окончила Институт культуры и СПбГУ. Преподавала в вузах, работала в ГМЗ «Царское Село», в том числе принимала участие в восстановлении Янтарной комнаты. Была заместителем директора Юсуповского дворца и Исаакиевского собора.

Основала благотворительный фонд «Ренессанс», который выступал главным организатором Детских благотворительных балов, а также петербургских салонов и различных культурных проектов.

Как писатель, дебютировала в 2006 году с исторической сказкой для детей «Волшебный калейдоскоп. Путешествие Петьки в страну Историю», которая положила начало целой серии историй о мальчике Пете.

Параллельно был написан ряд книг для взрослых, в том числе «Любовь и другие диссонансы», написанная совместно с известным польским писателем Янушем Вишневским.

С 2015 года является членом Союза писателей Санкт-Петербурга.

С 2019 года – независимый продюсер культурных проектов.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»