Яндекс.Метрика
  • Алексей Андрианов

Дмитрий Белоруков: «Мы сильно удивились, когда Аршавин вышел играть левого защитника»

Воспитанник петербургского футбола Дмитрий Белоруков, проведший всю карьеру вдали от родного города, рассказал «ПД» о причинах своего ухода из «Зенита», вспомнил самые яркие матчи против сине-бело-голубых, оценил перспективы молодого защитника Данилы Прохина

- Вы завершили карьеру игрока?

- Вот вы и напишите об этом первыми: я действительно больше не играю в профессиональный футбол. Только в любителях, желательно на маленьких полях для поддержания формы и тонуса.

- Бывшим спортсменам бывает сложно найти себя в обычной жизни. Как вы решили эту проблему?

- Живу в Перми. Сразу пошел работать в Академию игровых видов спорта, получил лицензию УЕФА категории В, поступил в институт на переквалификацию - для работы с детьми необходимо педагогическое образование. Так что пока есть, чем заняться. Конечно, скучаю по большому футболу, хочу реализовать себя именно в работе со взрослыми командами.

- Каким останется «Амкар» в вашей памяти?

- Все самое лучшее в моей профессиональной жизни было связано с «Амкаром» и Пермью. Матчи Кубка УЕФА, финал Кубка России, есть, что вспомнить.

- Перенесемся в город на Неве, где проходило становление футболиста Дмитрия Белорукова. Скромный «Кировец», первенство Ленинграда, гаревые поля…

- Зимой школьные залы маленького размера или занятия на улице по колено в сугробах. А летом да, гарюха: помню, на стадион приезжали заранее, брали по ведру и собирали камешки с поля, чтобы играть было полегче. На «Кировце» было и настоящее зеленое поле, так что немножко такое счастье я зацепил.

- Знаю, что большую роль в вашей судьбе сыграл Алексей Стрепетов.

- Когда я не попал в дубль «Зенита», Алексей Александрович пригласил меня в команду петербургского футбольного СКА, который выступал в первенстве региона. Там Стрепетов и другие тренеры помогли в моем становлении как футболиста и личности, за что я им благодарен всем сердцем. Из СКА меня и пригласили в «Зенит-2». Когда удается, всегда с радостью встречаюсь с людьми, помогавшими мне по жизни. С Алексеем Александровичем в том числе.

- Могут ли мальчишки, занимающиеся в клубах второго эшелона Петербурга, «Московской заставе», «Выборжанине», «Невском заводе», повторить ваш путь или им остается только мечтать о «Зените»?

- Сейчас конкурировать сложнее, поскольку самых талантливых ребят из этих клубов уже в самом раннем возрасте забирают в Академии «Зенита», «Краснодара», «Спартака» и других больших клубов. Раньше же каждый играл за клуб своего района и имел больше шансов проявить себя. Из Перми самые лучшие ребята уезжают уже в 10-12 лет, нам с двумя нормальными командами даже не провести полноценного первенства города. Пока на данном этапе нам конкурировать с другими академиями невозможно.

- Итак, в 18 лет вы все же попали в «Зенит». Шел 2002 год.

- Да, меня пригласили в «Зенит-2», который тренировали Лев Дмитриевич Бурчалкин и Вячеслав Иванович Булавин. Сезон провел у них, затем год отыграл у Николая Васильевича Воробьева, а затем поехал на сборы главной команды, которую возглавлял Властимил Петржела. После трех сборов мне был предложен контракт, но с условием тренироваться с основой, а играть в дубле. Я видел свое развитие по-другому, поэтому от предложения «Зенита» отказался и уехал в «Анжи».

- С Петржелой был разговор?

- Общаться с ним было сложно, он очень плохо говорил по-русски. Мы, конечно, пытались общаться, но больше контактировали агенты и менеджеры.

- В тот момент на ваших позициях - центрального защитника и опорного полузащитника в «Зените» была очень высокая конкуренция: Милан Вьештица, Мартин Горак, Мартин Шкртел, Величе Шумуликовски, Александр Горшков. И не было лимита на иностранцев: на поле выходили сильнейшие на данный момент футболисты. Какие задачи вы в 21 год ставили перед собой?

- Я всегда мечтал попасть в главную команду своего города, поверьте, стоя в офисе «Зенита», где передо мной лежал солидный контракт, было чрезвычайно сложно сказать «нет». Но я уехал в Махачкалу и по-прежнему убежден, что на том этапе решение было абсолютно правильным. Да, мне очень хотелось играть в «Зените», но, значит, я сделал что-то не так и не смог убедить Петржелу. Однако я не расстраиваюсь, поскольку моя карьера меня полностью удовлетворяет.

- Что больше всего запомнилось из сборов?

- Огромные нагрузки. Петржела проводил по три тренировки в день, мне, молодому парню, впервые оказавшемуся в профессиональной команде, было крайне непросто. Помню, удивляло, что такие возрастные ребята, как Александр Спивак, легко переносили нагрузки, не понимал, мне-то почему так тяжело?

- За «Зенит» в премьер-лиге вам сыграть не удалось, зато против «Зенита» матчей было очень много. Какой матч особо памятен?

- Наверно, первая победа в Перми, когда мы обыграли как раз Петржелу, 1:0.

- Это тот самый матч, в котором Андрей Аршавин играл левого защитника.

- Нас это очень удивило! Перед игрой всю неделю готовились к тому, как противостоять нападению «Зенита», но когда все подготовили, неожиданно увидели его в обороне. Получилось, что Петржела собственноручно упростил нам задачу. Помню полуфинал Кубка, в котором я не забил пенальти и другие игры, в которых нам удавалось зацепить очки - с «Зенитом» это было непросто.

- Напомню вам и об игре на «Петровском» в 2005 году, в котором «Зенит» победил 5:1 и Аршавин не праздновал хет-трик из-за продажи в «Спартак» Владимира Быстрова.

- Да, такие поражения тоже бывали в карьере, с ними надо уметь справляться, поскольку они являются частью нашей работы. Аршавин всегда был в порядке, в те времена он был на голову выше всех и не зря уехал в лондонский «Арсенал».

- В одном из своих последних матчей за «Амкар» вы серьезно сцепились с Артемом Дзюбой. Что произошло в том эпизоде?

- На поле порой случаются игровые конфликты, но это не значит, что я плохо отношусь к Дзюбе. Просто он часто находился в моей зоне. Да, иногда пытаешься вывести нападающего из себя, чтобы он начал допускать ошибки, но точно так же тебя провоцирует соперник. Кому это лучше удастся, тот и выиграет дуэль. Обычные футбольные хитрости, ничего личного, просто бизнес!

- При этом у вас сложилась репутация чрезвычайно жесткого защитника.

- Серьезно? Странно - никогда такого за собой не замечал.
  
- Как вам нынешний «Зенит»?

- Не могу вспомнить ни одного сезона, чтобы превосходство «Зенита» над остальными командами было столь велико. Надеюсь, в нынешнем чемпионате кто-то сможет составить конкуренцию петербуржцам. Правда, пока не видно кто.

- Какой совет на основании своего опыта дадите молодому центральному защитнику «Зенита» Даниле Прохину? Уходить в аренду, получать практику в «Зените-2» или терпеливо ждать своего шанса в главной команде?

- Насколько я знаю, сейчас в обойме «Зенита» всего три центральных защитника - Ловрен, Ракицкий и Прохин. Если докупать никого не будут, то для парня это действительно шанс. У центральных защитников часто случаются травмы и дисквалификации, так что можно посидеть и подождать, но надо знать планы руководства клуба и главного тренера. Но если купят двух опытных защитников под Лигу чемпионов, то надо искать себе команду, в таком возрасте игровая практика очень нужна.

Закрыть