Кино – дело коллективное: как несетевые кинотеатры пережили пандемию
Кинематограф не может существовать без зрителя. Пандемия лишила кинотеатры главного – возможности показывать фильмы большой аудитории. Тем не менее, кинозалы находят способы держаться на плаву. По словам Алексея Тельнова, генерального директора киностудии «Лендок», где помимо съемки фильмов, устраивают кинопоказы и арт-фестивали, доход в период самоизоляции студии приносили онлайн-образование и продакшн.
А камерный кинотеатр «Out Cinema», чей репертуар – авторское, малобюджетное кино в оригинале, предлагает зрителям арендовать зал, выбрать любой фильм и посмотреть его в своей компании. Так можно материально поддержать проект.
Другим кинотеатрам помогли спонсорская поддержка и возможность не платить за аренду. По словам генерального директора «Англетера» Станислава Ершова, кинотеатр спокойно с точки зрения финансов переживает непростое время.
«Необходимости как-то выживать у нас не было. «Англетер» находится внутри действующего отеля. Большую благодарность нужно высказать его руководству. Мы моментально договорились, что не платим аренду. Все наши основные затраты – это аутсорсинг. Со всеми партнерами мы пришли к тому или иному компромиссу – где-то частично отменили расходы, где-то обнулили. Вместе с тем достаточно серьезная поддержка была от фонда «Евримаж», – рассказал «ПД» Станислав Ершов.
Альтернатива на свежем воздухе
Время диктует свои условия, и иногда можно суметь адаптироваться. Пример – возникновение в Петербурге автокинотеатров. Чтобы слышать звук, нужно настроить в радиоприемнике автомобиля частоту FM-радиоволны, которую сообщают при въезде, а на экран можно смотреть прямо через лобовое стекло.
Куратор автокинотеатра «Кинолахта» Наталья Смагина отметила, что, несмотря на необычный формат, просмотр фильмов в своей машине пользуется спросом у петербуржцев.
«Идея создания автокинотеатра появилась именно потому, что в период пандемии это безопасная альтернатива обычным кинозалам. Мы хотели дать людям творческую энергию, возможность получать впечатления и общаться. Находясь в такой необычной для себя обстановке, люди ощущают праздник. Мы стараемся ставить в репертуар высокорейтинговые и разнообразные фильмы: и легкое, и интеллектуальное, и классическое. Для нас автокинотеатр – интересный проект, который позволяет не ждать у моря погоды, а что-то делать», – рассказала Наталья Смагина.
По ее словам, к мерам безопасности в автокинотеатре отнеслись серьезно.
«Парковка размечена с соблюдением дистанции. Все сотрудники перед выходом на работу измеряют температуру, ходят в масках и перчатках. Оборудование и все поверхности дезинфицируются. Бесконтактно проверяются билеты на въезде и герметично упаковывается вся продукция, которая у нас есть. Везде установлены дезинфекторы», – добавила собеседница «ПД».
Взгляд в будущее
Еще точно неизвестно, когда в Петербурге откроются кинотеатры. Но перечень рекомендаций по мерам безопасности уже подготовлен Роспотребнадзором совместно с Минкультуры.
Помимо привычных требований дезинфекции, влажной уборки и ношения масок, в кинотеатрах необходимо предусмотреть получасовой перерыв между сеансами для проветривания и дезинфицирующей уборки, использовать автоматы по продаже билетов, к 3D-очкам выдавать дезинфицирующие салфетки. Билеты продавать, учитывая, что зрители должны находиться друг от друга на расстоянии не менее одного метра (за исключением проживающих вместе людей). Продукцию кинобаров рекомендуют реализовывать бесконтактно, через вендинговые автоматы. Чтобы не было скопления людей в фойе, в многозальных кинотеатрах выстраивать расписание сеансов с разницей в 10-15 минут. Сотрудникам измерять температуру и максимально ограничить контакты друг с другом.
Некоторые кинотеатры начали следовать мерам безопасности до официального начала самоизоляции. В «Англетере», например, еще до вступления в силу ограничений обеспечивали дистанцию между зрителями.
«Мы следуем принципу свободной рассадки. Он введен для того, чтобы опаздывающие люди не ходили по залу с фонариками в поисках своего места и не мешали тем, кто уже смотрит кино. Еще в марте мы просили всех рассаживаться на расстоянии. Зал большой – 180 мест. В гостинице, где мы находимся, везде санитайзеры и регулярная влажная уборка – все строго соблюдается. Что касается продукции, наш кинотеатр – принципиальный противник еды в зале. Поэтому никаких гамбургеров и попкорнов, – сообщил Станислав Ершов. – У нас очень правильная разумная публика. Люди с уважением относятся друг к другу и дистанцируются. Думаю, риски посещения кинотеатров, где с разумом и толком подойдут к организации, несущественны».
Онлайн vs офлайн
В «Лендоке» надеются, что кинотеатры скоро откроются, потому что страдает прокат. В период самоизоляции вырос спрос на стриминговые сервисы, и некоторые премьеры состоялись в интернет-пространстве. Однако в киносообществе уверены, что по прибыли ничего не может заменить кинотеатр.
«Ни один стриминговый сервис не даст той отдачи, которую ты ощущаешь в кинотеатрах. Все-таки кинотеатр – это качественный просмотр с хорошим звуком на большом экране, совместная реакция зала, возможность с кем-то обсудить увиденное. С финансовой точки зрения киноиндустрия устроена сегодня так, что основные деньги идут от кинотеатров. Стриминги приносят крохи от того, что продюсеры получают в прокате офлайн. У меня нет сомнений, что все будет возвращаться на круги своя, но как – большой вопрос. Есть попытки передела рынка, но они безуспешны. Позиция киносообщества жесткая. Если ты запускаешь фильм в Сети, то, насколько я знаю, большой процент кинотеатров и сетей откажется его демонстрировать. Что весьма разумно», – считает Станислав Ершов.