Яндекс.Метрика
  • Александр Вершинин, генеральный директор Российской национальной библиотеки

Александр Вершинин: Севастьянов. Ключи от Византии

Археолог и коллекционер Петр Иванович Севастьянов обогатил историческую науку, архивное и музейное дело новыми знаниями с щедрым «энциклопедическим размахом», с «опорой на исконные традиции» и «жаждой широчайшего просветительства»
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Петр Иванович Севастьянов (1811-1867) – юрист и археолог, путешественник и коллекционер. Юриспруденция не случайно стала его первой профессией. Михаил Михайлович Сперанский, царедворец и реформатор-юрист, попав в немилость, служил пензенским губернатором и поддерживал не только должностные, но и личные добрые отношения с отцом Петра Севастьянова. Иван Севастьянов тогда был городским главой Краснослободска, что в Пензенской губернии.

Получив юридическое образование в Московском университете, Севастьянов успешно продвигался по службе в различных министерствах и ведомствах. Неоднократно бывал за границей и ездил по России. Как и в наше время, в XIX веке наблюдался повышенный интерес к истокам христианства и православия. В своих многочисленных командировках и путешествиях Севастьянов тоже накапливал сведения об истории христианской культуры. Этому увлечению он посвятил себя целиком после выхода в отставку в чине действительного статского советника (соответствует званию генерал-майора).

Поиски источников христианства в России и южной Европе, в Египте и Палестине с неизбежностью вели его в византийский Константинополь – Царьград. А как известно, после взятия Константинополя турками-османами христианские православные реликвии нашли убежище в монастырях на Святой горе – горе Афон. С Афона и привез Севастьянов в 1857 году коллекцию древностей и фотографий. Публичная лекция в Париже и первые российские фотографические выставки в Москве и Санкт-Петербурге вызвали широкий резонанс и сделали археолога-любителя знаменитым.

Высокую оценку заслужила сама идея фотокопирования рукописей и икон. Использованию фотографии в сохранении и изучении древнего наследия способствовала дружба Севастьянова с одним из родоначальников русской фотографии Сергеем Левицким и уроки фотодела у известного мастера Жозефа Беллока в Париже. Известный историк и архивист Шевырев обратил внимание на «особую» пользу фотографии, которая «охраняет сокровища и успокаивает эгоизм искателей всего редкого… Отныне не надо вырывать листы и безобразить рукопись».

Петр Иванович стал членом различных обществ и учреждений (в том числе почетным членом Императорской публичной библиотеки). Приказом по Министерству народного просвещения определен на службу в Археографическую комиссию. На продолжение работы были отпущены средства императорской семьи и Синода.

Экспедиции на Афоне под руководством Севастьянова проводились несколько раз. В результате появились карты полуострова, фотографическая фиксация афонских памятников и других древностей. Интересно, что Севастьянов в афонском скиту основал первую профессиональную фотостудию. Из нее вышло большинство фотографий Святой горы, которые привозились домой паломниками и продавались по всему миру. Некоторые детали монастырского фотоателье сохранились до сих пор.

В Россию Петр Севастьянов доставил многие сотни и тысячи ценнейших документов, их копий, а также икон и крестов, литья и эмалей, архиерейского облачения. Первоначально планировал передать документы в Императорскую публичную библиотеку (ныне – Российская национальная библиотека). Для коллекции икон и предметов церковной старины в столице собирались учредить Византийский музей. П.И. Севастьяновым было собрано 28 томов описания сохранившихся памятников, целой энциклопедии, которую называли «ключом» христианской археологии и иконографии.

Вместе с тем была и необоснованная критика некоторых научных «собратьев». Часть личной коллекции изъяли по распоряжению великокняжеских кураторов. Ослабленное здоровье после напряженных экспедиций привело к преждевременной смерти Севастьянова. В результате – великолепное собрание оказалось рассыпано по разным, хотя и уважаемым, архивам, библиотекам и музеям. Византийский музей не был создан. Энциклопедия христианской археологии осталась неизданной. Более того, следы рукописного «ключа» к византийским истокам христианства вообще затерялись. И все-таки сегодня бесспорно, что Петр Иванович Севастьянов обогатил историческую науку, архивное и музейное дело новыми знаниями с щедрым «энциклопедическим размахом», с «опорой на исконные традиции» и «жаждой широчайшего просветительства».

Закрыть