Юрий Каспарян рассказал о возрождении «Кино»
– В прошлом году вышла книга «Стингрей в Стране Чудес» (ее написала бывшая жена Каспаряна и популяризатор советской музыки на Западе Джоанна Стингрей. – Ред.). Там достаточно много личных подробностей конкретно про вас – создается образ крайне романтичного человека.
– Эта книга написана крайне романтичной особой, поэтому ничего нет удивительного в таком ощущении. Книжка хорошая. Там много интересных воспоминаний. Вторая часть тоже неплохо получилась. Но я жду с нетерпением, когда выйдет продолжение – книга с историческими фотографиями. Джоанна мне это обещала.
– Запомнилось ли вам единственное выступление «Кино» в США? Как на ваше выступление реагировала американская публика?
– Это была очень милая поездка с друзьями, а именно с Виктором Цоем, Джоанной Стингрей, Наташей Разлоговой и Рашидом Нугмановым. И между делом мы сыграли на независимом фестивале Sundance после показа фильма «Игла».
К нам очень тепло отнеслись. В зале сидели преимущественно актеры, критики и режиссеры. Похлопали все воодушевленно, видимо, оказались под впечатлением.
– Наверное, для них это было продолжение той самой «красной волны», которую они наконец-то смогли увидеть и услышать вживую?
– Не знаю, как насчет «красной волны», но они смотрели конкретно фильм «Игла», где была музыка «Кино», где играл Виктор. И вот Виктор на сцене спел.
Я даже не помню уже, что мы играли. Наверное, что-то из фильма в том числе.
– Впервые оркестровые версии легендарных песен «Кино» были написаны известным композитором Игорем Вдовиным в 2010 году для фестиваля «20 лет без «Кино» в «Олимпийском». Как родилась идея короткие музыкальные инсталляции превратить в отдельный симфонический проект?
– Как Игорь рассказывал, такая идея пришла в голову устроителям этого фестиваля. Они ему предложили сделать полномасштабную версию выступления, а Игорь предложил пригласить меня. Так образовалось «Симфоническое Кино». Можно сказать, что из случайной истории родился прекрасный проект.
– В проекте «Симфоническое Кино» принимает участие сын Виктора – Александр Цой. Как вы с ним познакомились и с чего началось сотрудничество?
– Познакомились мы очень давно. Но Александр тогда был сначала младенцем, потом подростком.
А вот уже во взрослом возрасте нас судьба свела во время съемок документального фильма Наташи Разлоговой «Цой – «Кино». Это тот самый фильм, где была презентация трека «Атаман» – последней песни группы «Кино».
Естественно, мы нашли очень много общего, подружились, а потом стали развиваться события совместного творчества и проектов.
– Чем Александр занимается в проекте?
– Александр – продюсер проекта, также он создает видеоарт для «Симфонического Кино». А если смотреть шире, то у нас идет постоянное обсуждение модернизации и развития проекта. Саша – это один из главных генераторов интересных идей и формулировок. Можно так сказать, что он ограняет мысли в некие истории.
– Как возникла идея вновь собрать группу «Кино»? Кто инициировал воссоединение?
– Конкретную дату и предысторию сейчас уже затрудняюсь вспомнить. Просто мы уже два года занимаемся этим проектом, и как конкретно он возник, уже сложно восстановить.
Подобные идеи и предложения звучали в течение последних 15-20 лет, но не было необходимых ресурсов. А тут, когда наш звукорежиссер Андрей Алякринский сказал: «А чего, ребят, давайте сделаем такой проект!» – это оказалось вовремя.
Естественно, эта идея возникла в недрах «Симфонического Кино», во время очередного обсуждения с Сашей Цоем. Потом мы все собрались, посовещались. Я поговорил с Игорем Тихомировым, с Александром Титовым. Так и пошло-поехало, стало набирать обороты. Но оказалось, что это развесистое и хлопотное дело.
– Но нередко возникает вопрос: как на одной сцене внезапно могут оказаться два басиста из разных периодов существования группы «Кино»?
– У нас программа состоит из трех частей. Вторая часть, например, посвящена раннему материалу, где играет Александр Титов. В первой части играет Игорь Тихомиров, а в третьей они будут играть оба. Такое бывало в практике группы «Кино» – играть с двумя бас-гитаристами.
Посмотрим, как это выдержит проверку гастрольной деятельностью, если она в нынешних условиях, конечно, будет.
– Здесь логичен вопрос про концерты: где и когда можно на них попасть?
– Я надеюсь, что, как и намечено, в Петербурге концерты состоятся в Ледовом дворце 31 октября и 1 ноября. Затем мы планируем выступить 21 и 22 ноября в Москве на «ВТБ Арене».
– Помимо наследия «Кино» у вас есть сольные проекты. Чем вы занимаетесь?
– У меня не так уж чтобы много проектов – главный называется YK. В начале осени я жду релиза пластинки-«сорокапятки» с двумя пьесами. Планируется издание сингла на компакт-дисках. Помимо этого мы работаем над материалами для альбома. Кое-что там уже есть. Также иногда мы играем CHIC Project – в репертуаре фанк-диско группы CHIC, которая нас вдохновляла в 80-е. Это кавер-проект: веселый, танцевальный и жизнерадостный. Но пока что-то не пользующийся популярностью.