Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Подрыв «Невского экспресса»: как сложилась судьба машиниста Алексея Федотова спустя 13 лет после трагедии

Он до сих пор работает на железной дороге

Сегодня исполняется 13 лет со дня подрыва поезда «Невский экспресс», следовавшего из Москвы в Петербург. Трагедия случилась в 21:37 на перегоне Бурга – Малая Вишера. С рельсов сошли электровоз и 12 вагонов поезда. Пострадало 60 пассажиров и членов поездной бригады, 30 из которых увезли в больницу в тяжелом состоянии.

Машинист первого класса Алексей Федотов, управлявший «Невским экспрессом», своими действиями спас жизни пассажирам. Он сразу понял, что произошел взрыв, экстренно затормозил и сделал все, чтобы в пострадавший состав не врезались ехавшие навстречу поезда.

«Петербургский дневник» узнал, как сложилась его судьба после трагедии.

«Нянчусь с внуком» 

Алексей продолжает работать на железной дороге, все на том же петербургско-московском направлении, но теперь водит «Сапсаны». Но больше всего он рад своей новой «должности» - дедушки. В сентябре внуку Алексею исполнится год. Заботливый дедушка хотел бы, чтобы внук продолжил железнодорожную династию, но будет рад, если вдруг он захочет стать юристом.

«Работа, семья, вот внука нянчу – восьмого числа исполнилось 11 месяцев. Нянчиться с внуком – это моя основная работа! Но тружусь я по-прежнему машинистом, только теперь на «Сапсанах». Сейчас поезд уже начал ходить по обычному расписанию, а до этого были отмены. А сейчас уже вернулось на круги своя, поездов добавилось», - рассказывает Алексей.

С бригадой, работавшей с ним на том поезде, он почти не видится, но бывшие коллеги созваниваются и поддерживают связь. «Ушли кто куда – на повышение или работать на другие составы. Приятно, что периодически созваниваемся или списываемся через Интернет», - рассказывает Федотов.

Как рассказывает машинист, он очень часто проезжает мимо места взрыва «Невского экспресса».

«Еду по этому мосту, путям… Вы знаете, страха нет, - делится Федотов. - Тот день я помню поминутно, посекундно… Самое главное было для меня - остановить встречные поезда, потому что состав был в негабарите. А еще остановить панику, ведь она способна погубить людей. В том-то и дело, что паники в нашем поезде не было. Может быть, поэтому так и все и сложилось – без жертв, потому что люди адекватно оценили обстановку. Это благодаря проводникам, начальнику поезда. Я-то останавливал поезда, вызывал спасательные службы. Все коллеги после этого случая остались работать. Если у человека призвание и желание работать на железной дороге, а поезд подорвался, – что ж теперь, жизнь на этом не заканчивается», - считает машинист.

Рубашка на память 

Как память Алексей хранит рубашку, в которой был на работе в тот злосчастный день. Она так и висит в шкафу нестираная – к ней машинист «не подпускает» даже супругу. «Рубашка вся пыльная, в кровавых потеках. Как я снял ее, так 13 лет она и висит, моя боевая рубаха».

Орден Мужества, который ему вручал президент Путин, надевает нечасто. «Лежит он у меня в коробочке. Как Путин повесил на грудь, я приехал домой, снял его, вот он лежит. А когда президент вручал орден, он поздравил, обнял, руку пожал. А потом у меня была с ним личная беседа. Там были обычные человеческие эмоции не на камеры, не было репортеров и журналистов. Путин сказал: «Я все знаю, молодцы. Поступили правильно, выше всех похвал. Мне очень симпатизирует, что вы из Тосно». А у Владимира Владимировича, насколько я помню, бабушка в Тосно жила. А президент РЖД Владимир Якунин приезжал ко мне домой. Организация выделила мне квартиру, потому что с жильем были проблемы. Он приехал, увидел и все понял. Говорит: «Ничего себе, сколько у вас тут народа». Потом мне еще вручили именные часы с гравировкой от президента РЖД за работу. Я его, кстати, на новоселье приглашал. Он мне потом сказал, что не смог приехать. Но я все понимаю – работа».

Спустя 13 лет Алексей Федотов отмечает, что на железной дороге зря времени не теряли. «Очень многое сделано для безопасности движения поездов. Это и камеры, и тепловизоры. Инновации идут, прогресс на месте не стоит, увеличилась охрана. Никто не расслабляется, потому что такие случаи предугадать невозможно».