Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

«Приходится выкручиваться». Как Брест живет без Интернета и протестует по ночам

Многодетный отец Павел Семенов, год назад перебравшийся из Петербурга в Брест, рассказал «ПД» об обстановке в городе-герое после выборов

В Белоруссии вторую ночь подряд не стихают протесты. Столкновения идут не только в Минске. В Бресте бойцы ОМОН стреляли светошумовыми гранатами, оппозиция в ответ бросала брусчатку. Что изменилось в городе-герое после выборов, рассказал многодетный отец, автор блога «Заметки Бульбозавра» Павел Семенов, год назад перебравшийся из Петербурга в Брест.

У Павла Семенова было «сто причин», чтобы переехать в Белоруссию. Например, утверждает он, полиция в Петербурге могла долго не приезжать на вызов. В Бресте, как говорит Семенов, милиция действует быстрее. Но как сейчас, после выборов, он не проверял. Не было повода. Пусть ночь после выборов и была тревожной из-за интервью Александра Лукашенко Гордону, где он раскритиковал «жителей окраин Бреста, живущих в особняках».

«Мы в таком живем, хотя топливо в Польшу и товары с Черкизона не возим, – заметил Семенов. – Но толпа может подумать всякое».

К счастью, толпа ничего не подумала. Первая ночь после выборов в Бресте была хоть и шумной, но немногочисленной.

«Никаких взрывов, погромов, баррикад. Чуть позже уже увидел в местных новостях фото с центра. То количество человек, которое вышло на улицы, для города с населением свыше 300 тысяч жителей не являются 97 процентами Тихановской (альтернативного кандидата на выборах, которой экзит-поллы оппозиции прочили победу. – Ред.)», – полагает Семенов.

Милиция не только оперативная, но и корректная, убежден собеседник «ПД». Ночи протестов не изменили правоохранителей.

«Милицейские силы, стянутые в центр для противодействия возможным беспорядкам, вызывают молчаливое уважение. Тут все организованно и спокойно», – считает Семенов.

Цветная попытка

Сам Семенов на выборы не ходил. Не гражданин страны еще. Но если бы пошел, проголосовал бы «правильно».

«Я видел 90-е, я знаю, из чего поднялась и восстановилась Беларусь. И во что она могла бы превратиться, пойдя по капиталистическому пути развития свободного рынка», – отметил он.

Ситуацию после выборов, которые отказываются признавать сторонники альтернативных кандидатов, Семенов не считает политическим кризисом. 

«Просто неумелая попытка свергнуть коммунистическую диктатуру методом цветной революции. Тут нужны совсем другие подходы. Но, к сожалению, дураков хватает везде, и в чем-то власти помогают, играют на руку революционерам. Скажи «мы отключили связь для безопасности народа» – все поймут. Но они умудряются говорить что-то нелепое, это никак не красит их в глазах адекватной интеллигенции», – заметил он.

То, что Интернет в стране отключили извне, заявил избранный президент Александр Лукашенко. Семенов работал в Петербурге системным интегратором и сомневается в этом.

«Интернета нет фактически. «Рубильник» на время акций протеста опускают полностью, днем частично дают доступ к некоторым ресурсам. Приходится выкручиваться», – говорит он.

Отсутствие Интернета сказалось на сервисе в стране. Если мусор на переработку увозят по расписанию, врачи приходят и без онлайн-уведомлений, то кроватку для двойни новорожденных Семенову доставят немного позже. Фабрика мебели не сразу увидела заказ и уже успела извиниться перед многодетным отцом.

Семенов полагает, что перебои с Интернетом в перспективе могут обернуться толпами на улицах. Но вообще, прогноз на развитие ситуации в стране у бывшего петербуржца – пятьдесят на пятьдесят.

«Либо все ухудшится, так как народ без новостей выйдет из жилищ, оторвется от телефончиков и пойдет спрашивать на улицы: что случилось? И вот тогда это будет реально толпа. Либо протест сойдет на нет, так как уже надо работать», – заключил он.

Будущее протеста

Ночные протесты охватили Белоруссию после объявления первых итогов выборов: президентом на шестой срок переизбран Александр Лукашенко с результатом более 80 процентов поддержки. Его основной соперник, супруга задержанного блогера Светлана Тихановская, набрала лишь 10 процентов голосов. Во вторник, 11 августа, она улетела в Литву, записав на прощание видеообращение к сторонникам: «Призываю вас к уважению закона, я не хочу крови и насилия, я прошу вас не противостоять милиции, не выходить на площади».

Ее супруг, блогер, по-прежнему находится в Белоруссии под арестом.

Как полагает старший научный сотрудник Института философии Академии наук Белоруссии политолог Алексей Дзермант, протест в Белоруссии пойдет на спад.

«Все больше свидетельств, что Лукашенко действительно победил, и альтернативной стороне это придется признать. Кто-то из оппозиции сбежал из страны, а Тихановская протесты не возглавила, понимая, что они ведут к всплеску насилия», – отметил он в комментарии «ПД».

Закрыть