Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Ленфильм»: великое прошлое или материальное настоящее?

Карен Шахназаров и Алексей Герман-младший поспорили о путях развития киностудии

Некогда успешная киностудия «Ленфильм» много лет находится на грани выживания. Ее долги перевалили за 2 миллиарда рублей, а кинопроизводство практически полностью приостановлено. Генеральный директор успешного «Мосфильма» Карен Шахназаров призывает петербургских коллег отказаться от творчества и сделать ставку на материальную базу. Член совета директоров петербургской студии Алексей Герман-младший уверен, что кинопроизводство на «Ленфильме» должно быть, просто проекты надо отбирать тщательно.

Карен Шахназаров: «Чтобы вернуть советский «Ленфильм», нужно восстановить СССР, а это невозможно»

«В 1990-е перед «Мосфильмом» и «Ленфильмом» встал вопрос – оставаться государственными предприятиями или пойти на акционирование. Мы выбрали первый вариант, так как не хотели терять права на свою фильмотеку, которая была тогда единственным источником дохода, – рассказывает Карен Шахназаров. – Собственно, благодаря ей никаких посторонних инвестиций и кредитов у нас не было: продавая каждый год права на фильмы, мы получали средства и вкладывали их в модернизацию студии. «Ленфильм» пошел другим путем и потерял права на золотую коллекцию, лишившись важного источника дохода. Я думаю, это основная причина всех сегодняшних проблем студии».

По словам Шахназарова, чтобы сейчас модернизировать «Ленфильм» до уровня «Мосфильма», нужно вложить в киностудию не один десяток миллионов долларов. «Причем отдача от вложений выглядит весьма туманной, поскольку рынок киноуслуг в России уже сформировался: это и «Мосфильм», и частные компании, причем довольно успешные», – отмечает режиссер.

Единственное, что сегодня может представлять интерес на «Ленфильме», добавляет Шахназаров, – это его павильоны, поэтому он рекомендует руководству студии их реконструировать.

«Алексей Герман-младший, рассуждая о репертуарной политике, все-таки мыслит в советских рамках и масштабах, но со времен распада СССР изменилась сама организация кинопроцесса! Раньше творческая часть была включена в структуру студий, были так называемые творческие объединения, но в современных условиях «Мосфильм», «Ленфильм» и другие студии – это площадки, которые прежде всего предоставляют спектр услуг для кино и телевидения. Вопрос творчества перешел к кинокомпаниям, к конкретным продюсерам. Весь мир пришел к этой схеме, – добавляет председатель правления киноконцерна «Мосфильм». – Есть некая иллюзия, что американские компании, такие как Paramount, Universal, Warner Brothers успешно сочетают в себе и творчество, и производство, но это не совсем так. В структуре больших холдингов действительно присутствуют компании, которые занимаются продюсерской деятельностью. В титрах вы можете видеть Warner Brothers, а дальше идет, скажем, какая-нибудь продюсерская компания «Золотая лань», и вот она-то на самом деле и есть творческий инициатор проекта. То есть студия, конечно, может вкладываться в производство, но в целом творческая часть перешла к продюсерам.

Даже, к примеру, постпродакшн на «Ленфильме» восстановить сегодня весьма проблематично. Это, во-первых, очень дорого, а во-вторых, повторюсь, рынок уже сложился, свободных ниш там нет. Плюс к этому, для постпродакшна нужно своих специалистов готовить, а это сложная история! Так что в том виде, в котором существовал «Ленфильм» в советское время, мне кажется, его невозможно восстановить. Да, наверное, уже и не нужно.

В связи с этим прежде всего «Ленфильму» надо создавать мощную технологическую базу, которая бы обеспечила широкий спектр услуг для производителей кино и телевидения. Тогда студия может выжить. Ну и, конечно, надо возвращать права на золотую коллекцию.

Я детально не знаком с планом выхода из кризиса действующего руководства «Ленфильма», но если организация креативного пространства, проведение мастер-классов, появление фотостудии будут приносить деньги, то этим надо заниматься. В конце концов, если это акционерное общество, оно должно зарабатывать».

Герман-младший: «Нужна идеология прорыва»

Все, что делал для «Мосфильма» Карен Шахназаров, было разумным, а вот происходящее в 1990-е и в начале нулевых на «Ленфильме» – нет, согласен режиссер и член совета директоров киностудии «Ленфильм» Герман-младший. Однако, по его мнению, роковой ошибкой было акционирование киностудии и потеря прав на золотую коллекцию.
  
«Кто и с какой целью тогда принимал эти решения, должны разбираться правоохранительные органы, – отметил Герман-младший в разговоре с «ПД». – В 2013 году руководству «Ленфильма» обещали, что студия вернет права на золотую коллекцию в ближайшее время. Тогдашний глава «Ленфильма» Эдуард Пичугин поверил и взял 1,5-миллиардный кредит у банка ВТБ, однако права на фильмы до сих пор не принадлежат студии, и неизвестно, будут ли когда-то принадлежать снова. На мой взгляд, кредит стоило брать только после возвращения золотой коллекции, однако Эдуард Пичугин, конечно, ни в чем не виноват».

Что касается творческой составляющей, то режиссер полагает, что раньше на «Ленфильме» была «чудовищная репертуарная политика». «Когда студия брала у государства возвратные субсидии на заведомо убыточные проекты и не могла их погасить. Я всегда говорил, что на студии должен быть экспертный совет, который будет тщательно оценивать проекты, прежде чем «Ленфильм» вложит в них средства», – говорит Герман.

«Я очень уважаю Карена Георгиевича, но не согласен с тем, что «Ленфильм» – это только павильоны, здесь может и должно быть собственное кинопроизводство, просто надо тщательно выбирать картины. В идеале «Ленфильм» должен выпускать один-два фильма в год. Это могут быть хорошие комедии, как, например, «Я худею», городское фэнтези, пусть у нас появится свой «Петербургский дозор», а также историческое кино, чтобы задействовать имеющиеся костюмы и декорации. Я всегда говорил, что студия должна поддерживать микробюджетные прорывные проекты хотя бы аппаратурой и декорациями. Главное, чтобы 75 процентов фильмов были ориентированы на получение прибыли, а остальные – на поддержку талантливых начинающих режиссеров.

Конечно, вернуть «Ленфильм» советского образца невозможно, слишком многое изменилось, но мы же не потеряли, например, Мариинский театр или БДТ. «Ленфильму» надо научиться работать в новых условиях, однако последние десятилетия все руководители студии заняты исключительно выживанием, в такой ситуации думать о творчестве просто невозможно.

Действующее руководство студии начало активно создавать креативное пространство. В Петербурге таких множество, и в большинстве своем там можно увидеть неубедительную живопись, некоторое количество недорогих заведений общественного питания, лекции маловнятных людей. Не хотелось бы, чтобы «Ленфильм» пополнил этот список, однако сейчас больше обсуждаются фуд-корты и граффити, что, на мой взгляд, вторично, главное – имплантация культурной жизни в киностудию.

Несколько лет назад мы приносили на киностудию готовый план по организации пространства, которое будет привлекать людей, интересующихся разными видами искусства. Нам было все равно, сколько фуд-точек необходимо организовать, мы планировали проводить целые фестивали мастер-классов с участием не только российских, но и иностранных культурных деятелей – от Антона Долина до Ромео Кастеллуччи. Мы хотели, чтобы люди могли прийти на «Ленфильм» посмотреть мастер-класс балерины Ульяны Лопаткиной, потом зайти в соседнее помещение и послушать лекцию архитектора Сергея Чобана, а после – урбаниста Ильи Варламова, и уже в онлайн-режиме посмотреть лекцию Терри Гиллиама или Павла Павликовского. Все это более чем реально.

Главной задачей нашего креативного пространства было не сделать хорошо и весело, а привлечь на студию молодых талантливых людей со всей России, чтобы «Ленфильм» стал таким художественно-культурным «Сколково».

Закрыть