Сергей Харлашкин: «Мы и в обычной ситуации работаем круглосуточно»
– Сколько метростроителей работает сегодня в «Метрострое»? Сколько человек ушли из компании из-за трудностей последнего времени?
– Сегодня на строящихся линиях метрополитена задействовано около 3 тысяч человек. Это и проходчики, и инженерно-технические работники, и сотрудники производственных предприятий. Определенная работа по оптимизации штата была проведена. Но она коснулась больше управленческого персонала, рабочий штат практически не изменился.
– Как вы можете оценить сегодняшние темпы строительства новых участков? Как на них повлияла пандемия? И повлияла ли вообще?
– Пандемия на строительство метро не повлияла. Весь этот период «Метрострой» работал. Строительство под землей, особенно на выработках, где идет проходка и не закрыт контур, просто так остановить нельзя. Это чревато обрушениями породы и, соответственно, осадками дневной поверхности. Остановка возможна только при выполнении определенных мероприятий по консервации, что требует времени и дополнительных затрат. «Метрострой» вошел в список системообразующих предприятий, и это позволило нам продолжать работу даже в период официально нерабочих дней. Мы и в обычной ситуации работаем круглосуточно.
– В какие сроки в городе должны открыться новые станции? Есть ли уверенность в том, что это произойдет в срок? На каких этапах сейчас строительство новых станций ККЛ и ЛПЛ?
– На сегодняшний день сроки, закрепленные в госконтрактах, никто не переносил и оснований для их переноса нет. Это май 2022 года для Лахтинско-Правобережной линии со станцией «Горный институт» и сентябрь 2023 года для Красносельско-Калининской линии со станциями «Юго-Западная» и «Путиловская» (с пересадкой на станции «Кировский завод»). В целом темпы строительства совпадают с запланированными.
На Красносельско-Калининской линии работают два проходческих щита, которые прокладывают перегонные тоннели между станциями. Сейчас один щит пришлось ненадолго остановить, чтобы привести участок в соответствие с требованиями Ростехнадзора, но это недолгая и нужная остановка. По большей части замечания уже устранены. Наклонный ход станции «Юго-Западная» пройден, приступили к сооружению веерного участка и натяжной камеры, которые примыкают к наклону. После окончания их строительства можно будет приступить к сооружению самой станции. На станции «Путиловская» наклонный ход начнем проходить в скором времени.
По Лахтинско-Правобережной линии ситуация схожая. Станционный комплекс «Горный институт» сооружен в общих конструкциях, там уже можно приступать к сооружению внутренних конструкций, после чего уже начнется пусковой этап: монтаж инженерных систем и отделочные работы. Наклонный ход станции, который сооружался с помощью ТПМК «Аврора», полностью пройден, идет демонтаж оборудования. На станции «Театральная» сейчас идут работы по сооружению среднего станционного тоннеля. Перегонные тоннели на этом участке пройдены полностью, за исключением небольшого участка от «Театральной» до «Спасской».
– Как повлияет на ход работ секвестирование городского бюджета? Принял ли город ваше предложение о переброске средств с одного участка на другой? О каких именно участках идет речь?
– Да, такое решение принято и мы ждем, когда будет подписано соответствующее постановление правительства Санкт-Петербурга. После весеннего секвестирования бюджета на строительство Лахтинско-Правобережной линии средств не осталось. Более того, мы уже выполнили там работ сверх лимита больше на 1 миллиард рублей. Но, чтобы получить эти деньги, необходимо в рамках Адресной инвестиционной программы на 2020 год перебросить средства с Красносельско-Калининской линии на Лахтинско-Правобережную. Повторюсь, решение такое есть и в ближайшее время деньги мы должны получить. Совместно с заказчиком – Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры и Дирекцией транспортного строительства к осеннему рассмотрению поправок в бюджет мы прорабатываем вариант возвращения лимитов финансирования по линиям к показателям, которые были до секвестра.
– Компания сейчас находится в непростом положении. Есть ли у нее шанс встать на ноги? Что конкретно для этого планируете предпринять? И к какому сроку это может произойти?
– «Метрострой» является сильной, дееспособной организацией со своим штатом высококвалифицированных специалистов, хорошей технической базой и огромным опытом работы в метростроении. Другое дело, что организация сейчас проходит процедуру наблюдения. Поэтому прежде всего нужно решить вопрос со снятием долговой нагрузки. Сейчас идет поиск источников инвестирования, рассматриваются самые разные варианты. И город, и акционеры компании, и руководство заинтересованы в том, чтобы сохранить отрасль метростроения в Петербурге и сделать это с минимальными потерями как для коллектива метростроителей, так и для горожан.
– Каким вы видите будущее «Метростроя»? Есть ли вероятность, что он станет полностью городским предприятием?
– Сегодня мы работаем над одним принципиальным сценарием – это полное оздоровление компании. Но я не исключаю, что возможны и другие.
– Планирует ли «Метрострой» участвовать в будущих тендерах на строительство метро? Как вы относитесь к возможному появлению конкурента?
– Если финансовое положение позволит, конечно, «Метрострой» будет участвовать во всех конкурсах на строительство метро. Конкуренцию я, будучи председателем КРТИ, и сейчас на должности руководителя генподрядной организации, всячески приветствовал и приветствую. Главное, чтобы было, что строить.
– Насколько успешной оказалась работа в столице? Есть ли разница в строительстве метро в Москве и Петербурге?
– Прежде всего благодаря участию в строительстве московского метро мы загрузили работой часть коллектива и тоннелепроходческий комплекс «Надежда». Это дорогое оборудование, которое не должно лежать на складе, а должно работать. Один участок тоннеля Большой кольцевой линии мы уже прошли. Впереди еще один участок тоннеля протяженностью чуть более километра.
Отличие в основном связано с удаленностью. Блоки тоннеля, произведенные на нашем заводе, нужно ежедневно направлять за 700 километров, проходчики, механики, слесари работают вахтовым методом 15 через 15 дней. Но в целом технология нам известна, как строить двухпутные тоннели, мы прекрасно знаем, все-таки 9 километров в Петербурге уже прошли, поэтому особых трудностей мы не испытывали.
Конечно, если бы для «Надежды» была работа в Петербурге, она бы работала в своем родном городе. И я уверен, что работа для нее здесь появится. Ну а пока мы применяем свои знания и умения в столице.
В канун профессионального праздника – Дня строителя я хочу поздравить всех, кто работает на стройке. Строительный комплекс нашего города – это слаженный и сильный конгломерат специалистов и организаций, благодаря которому город развивается, растет, становится красивее. Поэтому хочется пожелать всем нам не останавливаться на достигнутом, открывать новые горизонты. Пусть в ваших семьях царит мир, родные и близкие будут здоровы, а наше дело – живет и процветает. С праздником, дорогие строители!