Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Не столицей единой живо искусство: в Петербурге открылась выставка «Немосква не за горами»

Бросить вызов Москве организаторы решили в Центральном выставочном зале «Манеж»

За современное нестоличное искусство ответ держат 80 художников из 21 региона России во главе с автором идеи и комиссаром (именно так определено значение главного куратора) выставки Алисой Прудниковой.

«Нет одинаковой современности на местах. Все невероятно разные», – говорит она и уверяет, что именно в этой невероятной разности и заключается вся соль актуального искусства. 

Широта взглядов

Свое немосковское состояние и изолированность от центра сами творцы выражают по-разному. Есть деревянные фигуры, созданные нижегородским пенсионером-самоучкой Николаем Акимовым. Рассказывают, что он любит расставлять их возле своего дома и не спешит откликаться на предложения о продаже.

Художник из Краснодара Валерий Казас представляет серию концепт-макетов несуществующих музеев городской скульптуры.

«Если Нью-Йорк, по образному выражению художницы Веры Мартынов, «посыпан как пудрой», то у нас этого вообще нет», – сетует он. Надеется ли творец изменить ситуацию? Не уверен. Но привлечь к ней внимание считает нелишним.

Уральская художница Мария Плаксина прямо в Манеже соорудила огромного кита (одной глины на него пошло более 150 килограммов!), призывая нас то ли вспомнить библейского Иону, которого проглотила чудо-рыба, то ли просто окунуться в детство.

Широту взглядов демонстрирует художница из Карелии Анастасия Цайдер. Ее работа с изображением буйной зелени, за которой угадываются многоэтажки сразу нескольких городов бывшего СССР, встречают всех поднимающихся на второй этаж. И пусть никого не обманет название «Аркадия», отсылающее нас к европейской романтической живописи. На самом деле это рассказ об изменении городского пейзажа, который стал своеобразным маркером перемен, происходивших в нашем обществе. 

До мурашек по коже

Здесь же, на втором этаже, разбили парк культуры и отдыха, созданный арт-группой «Север 7». Наверное, каждый, кто бывал в небольших провинциальных городках, сможет узнать обязательные атрибуты таких мест, вызывающие ощущение безвременья. Это заброшенные аттракционы, карусель, на которой нельзя прокатиться, и обязательные в таких случаях фонтаны.

«Мы хотели передать эмоцию», – объясняет куратор этого проекта Владимир Селезнев.

Согласна с ним и директор Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Марина Лошак. Она считает, что эта выставка «не про информацию, не про то, что происходит, а про то, что мы чувствуем».

Ее мысли подхватывает вывешенный здесь лозунг «Опять ничего не происходит» и итальянский куратор выставки Антонио Джаузо, который уверен, что все регионы разные: «Есть действительно такие, где вроде ничего не происходит. А есть и очень активные, где чувства усилены до мурашек по коже». 

Времени нет

Петербургский художник Андрей Сикорский с серией ассамбляжей не только оправдывает не слишком понятное большинству посетителей определение для всех выставочных работ «ресайклин-арт» (то есть произведения, сделанные из ненужного, можно сказать, из мусора, что у каждого под ногами), но и вкладывает в свои произведения глубокий философский смысл.

«Мы жалуемся, что у нас нет времени. Физики говорят, что времени вообще не существует. «Все мы распяты на циферблате часов», – цитирует он Ежи Ленца.

«Часы я достал из моря. Они побиты камнями и обточены прибоем. Из них сыпался песок. Они хоть и отбивают секунды, но никогда не показывают время, потому что его нет, оно остановилось», – объясняет он.

О быстротечности времени напоминает и «Семейный портрет в интерьере». Самих членов семьи мы не увидим, но зато можем догадаться, как вместе со слоями обоев (сначала красных, а когда умерла хозяйка дома – синих) просматриваются судьбы и видна эпоха. 

Ростки нового

По словам организаторов, подавляющее большинство работ этой выставки достижений современного искусства создавалось специально. Художникам была дана полная свобода самовыражения. И они ею воспользовались.

Они не стали спешить с заявлениями и объявлять свое искусство новым, считая, что сейчас не время манифестов. Однако показали, что в уже написанном, сказанном и нарисованном как раз и может прорасти нечто новое.

А главное, художники смогли доказать, что современное искусство живо и за пределами столицы. А город в лице Манежа смог добавить убедительности в знакомую всем фразу о том, что «Петербург – это культурная столица России».