Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Татьяна Устинова: «Я не русская Агата Кристи, но иногда хочу быть Пуаро»

В интервью «ПД» с писательницей – о том, чем для нее обернулась пандемия, почему равнодушна к Сергею Довлатову и чем опасна сага «Сумерки»
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Как вы провели самоизоляцию?

– Мы с мужем еще в феврале уехали в маленькую деревушку под Тверь в самый обычный дом. Там я написала два романа: «Пояс Ореона» уже вышел, а «Камея из Ватикана» выйдет в октябре. У меня не было какого-то особо вдохновения, но в таких вот неоднозначных ситуациях надо что-то делать, чтобы не сойти с ума.

– Вас вдохновляют реальные преступления? Например, дело историка Олега Соколова, который убил и расчленил свою аспирантку? Или дело рэпера Энди Картрайта, которого расчленила жена?

– Нет, это какая-то тяжелая психопатия. Я никогда такого не писала и не буду. Я пишу книги с тайной. Вопрос, кто топором убил старушку, меня интересует в последнюю очередь. Лично для меня гораздо важнее, кто кого убил морально, кто кого потерял, кто куда ушел. Нашла ли несчастная бабушка любимого внука, а собака веселого хозяина – вот, что для меня важно.

В 2020 году удержать внимание читателя и зрителя может только история с тайной. Многие сериалы сместились в сторону детектива. «Доктор Хауз» – не чистый детектив, но в каждой серии персонажи разгадывают тайну. Современный писатель обязан быть занимательным, иначе его никто не будет читать.

Занимать читателя получалось у Сергея Довлатова. По большому счету, на мой взгляд, он плохой писатель. Он прост до примитивизма, его легко читать, поэтому многие его и любят.

– Вам нравится Шерлок Холмс как произведение и как персонаж?


– Да, он для меня эталон детектива, как и Эркюль Пуаро, и Ниро Вульф. Я ко всем ним отношусь как к живым людям. И очень переживаю из-за того, что я не Пуаро. Это трудно объяснить, это психопатия определенная, но иногда я хочу быть Пуаро, этим чудесным дяденькой, который очень любит себя, который всегда прекрасно одет, всегда с розой в бутоньерке и с сухо пахнущими усиками, компьютерной логикой в голове и атакой кобры. Вот это высший пилотаж для меня.

– Хотелось бы создать какого-то такого же уникального запоминающегося персонажа?

– Чтобы писать то, что мне интересно, гениальный сыщик не нужен. Мне достаточно какой-нибудь размазни, которая пишет сценарии. Она не сыщик. Дети, лишний вес, кудри и собственный муж волнуют ее гораздо больше, чем драма вокруг.

– Вам нравится, когда вас называют русской Агатой Кристи?

– Это прекрасный комплимент, но это неправда. Она номер один в детективном жанре, и ее в первую очередь интересовал детективный сюжет, а не копания в глубинах и сущностях. У меня совсем не так, я пишу жизненные истории.

– Сколько издательств вы прошли прежде, чем вас опубликовали?

– Одно, но мою книгу опубликовали далеко не сразу. Я нашла в справочнике «Желтые страницы» телефон издательства «ЭКСМО» и позвонила. Номера других издательств я просто не смогла разглядеть.

Тогда рукописи принимали только на бумаге, которая стоила денег, а на дворе был на минуточку 1999 год. Я распечатала роман и принесла его в издательство, меня попросили позвонить через две недели. Я позвонила, тогда меня попросили позвонить через полтора месяца. Я позвонила в назначенный срок, но услышала: «Мы переезжаем, звоните еще месяца через полтора». Я позвонила, сказали, что мой роман потеряли, и попросили распечатать его еще раз. Я подумала: «Беда! Это же еще пачку бумаги надо купить!»

Дней через пять позвонили уже мне и сказали, что нашли распечатку Устиновой, но вот зовут ее Тамара Васильевна. Я осознала, что только одних Устиновых, которые прут свои никому не нужные рукописи, там пруд пруди. А потом мне снова позвонили и сказали, что опубликуют книгу. Спросили, нет ли еще чего-то, я сказала, что есть, хотя ничего у меня не было.

– Кто первым читает написанную вами книгу? Муж?

– Издатель. Мой муж прочитал только две моих книги. Сказал, что я молодец.

(Корреспондент «ПД» пообщался с Евгением Устиновым, и он заверил, что прочитал не две книги своей супруги, а гораздо больше.)

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– У вас не складывались отношения ни с однокашниками, ни с одноклассниками, было сложно с родственниками. Литература была способом уйти от проблем?

– Я просто жила в параллельном мире. Никаких кавалеров у меня не было, подруга бросила, когда ее позвали в компанию, куда раньше никогда не звали. С родственниками у меня все хорошо. У нас никогда не было идеальных отношений, но мы обожаем друг друга. Я и сейчас с удовольствием ныряю в ноутбук, чтобы забыть про налоговую службу и то, что мой сын потерял студенческий билет.

– Ваша бабушка разорвала и выбросила рассказ «Одуванчик», который вы написали в 7 лет. У вас есть обида на это?


– Нет! Бабушка сказала, что писатель должен быть талантливым и кое-что знать о жизни, а у меня этого нет. И это была правда – написать гениальную прозу в 7 лет невозможно, максимум – стихи.

Я не верю в то, что девочек с детства надо убеждать в том, что они самые лучшие и красивые принцессы, они вырастут ленивыми дурами. Мне внушали, что надо постоянно работать, и за это родственникам я очень благодарна.

– Читали своим детям?

– Конечно. В 5 лет я читала им тоже, что и моя мама: «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». Дальше как у всех: Чуковский, Маршак, Успенский, Барто.

Детская литература с годами не меняется, а вот подростковая – да. Я читала Гайдара, Каверина, Германа, а сейчас читают сагу «Сумерки». Писатели могут быть не только просветителями, но и затемнителями, сейчас на коне вторые. Все эти ведьмы и экстрасенсы, словно шторами, задернули огромный и прекрасный реальный мир, где нет никаких волшебных палочек.

– Как вы оцениваете «Гарри Поттера»?

– Когда он вышел, мне очень понравилось, я читала книги, но сломалась на четвертой, когда началась высосанная из пальца глубина.

То, что задумала прекрасная Джоан Роулинг, с треском провалилось. Она писала сказку, а весь мир воспринял это всерьез. Раньше в книгах писали, что для того, чтобы честно прожить жизнь, нужно быть добрым другом, честным товарищем, верным братом, хорошим сыном, отличным учеником, и тогда, может быть, у тебя что-то получится. «Гарри Поттер» написан так, что всего этого недостаточно, нужна волшебная палочка.

– Когда вы пишете, вы ставите перед собой цель повлиять на общество?

– Нет, но я никогда не буду писать то, что может принести вред. После сериала «Бригада» многие поверили в то, что надо быть бандитами потому, что они благородные. Но Леша Сидоров имел в виду не это.

– В нашей стране нескольких известных мужчин, в том числе и журналистов, обвинили в сексуальных домогательствах. Вы с подобным сталкивались?

– Я верю в сексуальные домогательства, если ты заходишь в лифт, а там прячется маньяк. Если тебя домогаются на работе, то дай ты ему в рог, и он перестанет.

Но домогательства не стоит путать с дамскими мечтами о том, что ее все хотят. Я работала на телевидении в самые смутные его времена, в 90-е. Там работали очень красивые девушки, и никто никогда ни на кого не жаловался, если отношения завязывались, то только по обоюдному согласию.

– Как вы работали в пресс-службе администрации президента РФ Бориса Ельцина? Верили в демократию?

– Мы работали с огоньком, и в демократию тогда верили все. Я видела огромное количество умных, хватких, сильных, образованных мужчин, которые на самом деле любят Родину и желают ей блага. И меня очень занимал вопрос: «Куда же деваются все их усилия?» Я до сих пор верю в демократию.

– Вы лично знакомы с Владимиром Путиным?


– Да, мы познакомились еще до того, как он стал президентом. Он всегда мне нравился: у него блестящее чувство юмора, и от него всегда хорошо пахнет.

– Сегодня у нас демократия?

– Конечно, я жила при тоталитаризме, и хорошо знаю, что это.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»