Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

«Опера – всем»: музыкальный фестиваль в интерьере Петербурга

Завтра откроется фестиваль «Опера – всем». Прямая трансляция начнется в 19:45 на телеканале «Санкт-Петербург»

Этот фестиваль – один из самых любимых в Петербурге. Он демократичен по духу – стать его зрителем может любой желающий. Верен традициям – каждый год он открывается в Петропавловской крепости русской оперой. И никогда не опускает планку высокого искусства, постоянно доказывая, что опера, представленная open air, под открытым небом, ничуть не уступает тем, что идут на сценах стационарных театров.

По словам тех, кто восемь лет назад придумал это удивительное действо, а это директор театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак и его художественный руководитель Фабио Мастранджело, они всегда стараются балансировать между постоянством и изменчивостью. О постоянстве мы уже сказали. А вот под изменчивостью организаторы имеют в виду, во первых, разноплановые произведения, разные стили и способы прочтения музыкального материала, от консервативных до экспериментальных. Во-вторых, приглашение молодых режиссеров и артистов, которым дают возможность заявить о себе и воплотить на практике свои задумки. И, наконец, разные места Петербурга, которые с помощью постоянного художника фестиваля Юлии Гольцовой становятся живой декорацией и помогают раскрыть идею произведения.

В этом году публике подарят четыре спектакля. Их представят два хоровых коллектива, четыре состава певцов, а также четыре режиссера. Сегодня каждый из них приоткроет некоторые секреты работы и расскажет о своей постановке.

Вадим Милков-Товстоногов, режиссер-постановщик оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов»:

– Это уже мой второй опыт участия в «Опере – всем». Первый раз спектаклем «Князь Игорь» я также открывал фестиваль. Но, увы, на самом интересном месте полил дождь, поэтому полностью показать все задуманное не удалось.

В этом году мне предложили поставить «Бориса Годунова». А я, в свою очередь, предложил сделать это в предварительной авторской версии. Мне хотелось видеть редакцию самого Мусоргского, потому что, на мой взгляд, она самая мощная и интересная. Он написал мрачную русскую трагедию, без всяких прикрас. А Римский-Корсаков, как безусловный мастер оркестровки, сделал что-то ярче, но немножко ушел от главной идеи.

Опера будет звучать практически без купюр. Правда, сцену у фонтана мы привнесли из второй редакции. Ну не может опера без любви! Конечно, используем и возможности места – Петропавловский собор, колокола.

Я испытываю чувство большого счастья от того, что соприкоснулся с «Борисом Годуновым». Потому что здесь мы имеем дело с лучшей русской музыкой в лице Мусоргского и лучшей русской литературой в лице Пушкина.

Илья Архипов, режиссер-постановщик оперы Александра Даргомыжского «Русалка»:

– Я с большой благодарностью принял предложение поставить оперу «Русалка». Мне очень повезло с исполнителями, потому что в этой опере важна вокальная составляющая. У нас потрясающие солисты, великолепный хор. Они помогают сделать ту историю, которую придумал Пушкин, а Даргомыжский перевел в музыкальный материал, более понятный и интересный для современного зрителя.

Мы постарались сделать все так, чтобы не превратить постановку в историческую, а показать ее вне времени. Вместе с художником Юлией Гольцовой мы будем использовать цветовые пятна. Яркие цвета будут сменяться пастельными, затем холодными тонами. Каждая сцена получит свою колористику. И все это будет поддержано замечательной музыкой и необычным, немного парадоксальным решением. Будем удивлять и музыкальными эффектами. Например, мы пригласили к участию Сергея Миронова, который играет на музыкальной пиле.

Юрий Гальцев, худрук Театра эстрады, в котором я служу, переживает за меня. Он очень сожалел, что не сможет присутствовать лично. Но пообещал смотреть онлайн-трансляцию.

Дмитрий Отяковский, режиссер-постановщик оперы Винченцо Беллини «Капулети и Монтекки»:

– Эта опера интересна тем, что Беллини работал не с пьесой Шекспира, а с мифом о двух враждующих семьях. И вся история рассказывается на фоне большого конфликта. Мы перенесли ее в наши в дни, представив вражду Монтекки и Капулети как конфликт двух классов. Если Капулети – это состоятельные мужчины в пиджаках с пистолетами, то Монтекки – уличная шпана, разрисовывающая вагоны метро и бьющая стекла в ресторане. В результате в первом действии слово «война» звучит чаще, чем любовь. И сама любовная линия уходит на второй план.

Еще важно, что в опере роль Ромео отдана меццо-сопрано, то есть женскому голосу. И в сцене любовного дуэта Ромео и Джульетты эти два голоса переплетаются, символизируя единство душ.

Мы работаем в тандеме с хореографом Сергеем Нарышевым, который придумал концепцию хореографического дублирования Ромео и Джульетты.
В ряде сцен действие на сцене замирает и вместо основных певцов двигаются танцоры.

Виктор Высоцкий, режиссер-постановщик оперы Моцарта «Волшебная флейта», арт-директор фестиваля «Опера – всем»:

– Оперу Моцарта «Волшебная флейта» мы покажем у Екатерининского дворца в Царском Селе. О ее постановке мы думали уже давно. Так что это желанное произведение, но очень сложное. В том числе и потому, что там много масонских символов. Хотя и в этом ничего страшного нет. Масоны хоть и называли себя тайным орденом, но были прогрессивны. Это было просвещенческое течение, так как его участники, перешагивая через сословные и имущественные границы, выдвигали идеи объединения человечества на основе любви и братства. Определенная сложность заключалась еще и в том, что эта опера столько раз ставилась, что каждое новое обращение к произведению выдвигало перед режиссером новую задачу.

Как мне кажется, нам удалось найти общую интонацию между оперой и тем местом, где она прозвучит. Прежде всего это атмосфера.

Царское Село само по себе излучает флюиды радости и света, что полностью соответствует основному настроению оперы Моцарта. Мы выбрали стиль средневекового китайского искусства шинуазри, который связывает Царское Село и флейту с основной идеей оперы – борьбой света и тьмы, столкновением мужского и женского начала.

Лев Дунаев, хормейстер театра «Мюзик-Холл»:

– В этом году хор театра участвует одновременно в трех постановках: «Борис Годунов» Мусоргского, «Капулети и Монтекки» Беллини и «Волшебная флейта» Моцарта. Безусловно, это очень большая нагрузка и ответственность. Например, в опере «Борис Годунов» композитор поручил одну из самых важных ролей хору, олицетворяющему народ.

Говоря об операх Беллини и Моцарта, подчеркну, что они исполняются на языке оригинала – итальянском и немецком. Особенно важно тщательно прорабатывать с коллективом верное произношение и понимание дословного перевода исполняемого произведения. Это требует кропотливой работы с коллективом. В то же время русская музыка, как мне видится, сложнее вокально и эмоционально.

Также хотелось бы с гордостью отметить, что многие участники коллектива исполняют сольные партии в постановках опер театра.

Мы с нетерпением ждем фестиваля «Опера – всем» в этом году. Коллектив истосковался по живым концертам, практически не имея возможности творческой реализации во время карантина. И мы уверены, что покажем зрителям фестиваля качественную работу обновленного хора театра «Мюзик-Холл».

Закрыть