Лето не кончится: вдова Виктора Цоя показала редкие работы музыканта
5 августа в KGallery открылась первая персональная выставка Цоя-художника. На ней представлены картины, автопортреты и полароидные снимки основателя «Кино», которые еще никто не видел. Выставка «Цой. Не кончится лето» посвящена 30-летней годовщине со дня смерти рок-легенды.
Под влиянием Энди Уорхола
В жизни Виктора Цоя были две страсти – музыка и изобразительное искусство. Если о первой странице его биографии поклонники «Кино» знают почти все, вплоть до неизданных песен, с Цоем-художником знакомы разве что близкие. Работы для первой персональной выставки Цоя предоставила последняя любовь музыканта – журналист и кинокритик Наталия Разлогова. Все эти годы она бережно хранила не только картины, но даже кисточки, краски и фломастеры, которыми они были выполнены.
«На выставке нет ни одного предмета, ни одной картины, не принадлежащей Наталии Разлоговой. Она хранила весь семейный архив, герметично упакованный, у себя дома, – рассказывает куратор выставки Дмитрий Мишенин из арт-группы Doping Pong. – Это картины, личные вещи, записные книжки, брелок от ключей. Человек понимал важность всех этих предметов для истории современного искусства».
Мишенину всегда нравились фломастерные работы Виктора Цоя. На одной из таких можно встретить желто-розовую «Наташу», которая, улыбаясь, смотрит на посетителей из 1988 года. Рядом – фиолетовый автопортрет в стиле постера. Цой с сигаретой времен фильма «Игла».
Все эти работы – плод творчества Цоя-звезды: он уже встретил свою вторую супругу, перебрался в Москву, «Кино» собрало «Лужники», Цой дал первый и единственный концерт в Америке на фестивале Sundance. На лестнице второго этажа рядом с постером Дэвида Боуи примостилась банка супа «Кэмпбелл», которую привезла в Москву из Штатов певица и бывшая жена гитариста «Кино» Каспаряна Джоанна Стингрей.
Яркие картины Цоя, написанные фломастером, напоминают работы Энди Уорхола. С американским королем поп-арта Виктор познакомиться не успел, но из США фронтмен «Кино», закупавшийся холстами и красками, вернулся пораженный и вдохновленный работами Уорхола.
«Не надо забывать, что в первую очередь Виктор Цой был художником, а рок-музыка появилась в его жизни гораздо позже. Потом пришел кинематограф и везде он достиг достаточно высоких результатов. А ведь многие даже не знают, что Цой – художник, это может даже шокировать. Виктор рисовал всегда, и в начале 1980-х и в середине, но наиболее полная картина его творчества – это 1987-1990-е годы. Здесь мы видим, что он хранил для себя и то, что он считал самым лучшим и самым интересным в своем творчестве. Другой интересный момент заключается в том, что мы видим московского художника. Это парадокс, поскольку родной для него город Ленинград и он стопроцентно ленинградский художник», – отмечает Мишенин.
Советский стрит-арт
Художественную прогулку по двум этажам галереи сопровождают звуки из маленькой комнаты, завешенной шторами. Голоса компании людей, плескающаяся вода – в этой интимной атмосфере гости могут посмотреть фото из личного архива семьи Цоя.
От клеенок до холстов – Цой выбирал совершенно разные формы для своих работ, которые в большой степени тяготеют к стрит-арту. Встречаются среди картин и урбанистические композиции, например летящий самолет.
«Это потрясающий мир фигур, человечков, собачек, – замечает Дмитрий Мишенин. – Виктор рисовал на клеенках, бумажках, холстах. Это своего рода наскальная живопись в формате уличного искусства. Любой мусор он мог превратить в картину. Это советский андеграунд, советский стрит-арт. Тематика картин на самом деле очень поменялась после знакомства с Наталией и его переездом в Москву. Ведь тематика картин первого периода – это чистое фэнтези. Виктор много фантазировал: он рисовал Годзиллу, гангстеров. У него был киношный, постерный мир».
Кстати, фирменный фломастерный стиль Цоя родился просто из-за нехватки акрила и холстов. В дальнейшем творчестве он постепенно перешел к краскам. В 1990-м Цой активно работал акрилом на холсте: за полгода он написал семь картин, несмотря на плотный гастрольный график. Центром сюжетов его картин в этот период были автомобиль и дорога. Возможно, как художник он бессознательно чувствовал свой ранний уход.
«Когда многие коллеги или современники говорят о Цое как о непрофессиональном художнике или о рок-музыканте, у которого было хобби – рисование, это комично слушать. Я очень рад, что Цой-художник возвращается в родной город. Возможно, это восстановление некой исторической справедливости», – считает куратор выставки.
На заметку:
Выставка «Цой. Не кончится лето» будет открыта в KGallery на набережной Фонтанки, 24, до 13 сентября.