Яндекс.Метрика
  • Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия»

Владимир Фролов: «Арка, которая одержала триумф»

Во дворе Никольских рядов на Садовой улице появилась инсталляция архитектурного бюро KATARSIS – вращающаяся триумфальная арка

Новый арт-объект в центре Петербурга заставляет вернуться к теме взаимодействия современного искусства в городской среде и жителей.

Петербург не избалован включением паблик-арта в контекст исторического центра. В этом смысле Северная Венеция отличается от своей южной тезки – там, несмотря на жесткую охрану памятников и неизменность среды, к временным интервенциям относятся радушно. Все привыкли, что во время художественной и архитектурной биеннале улицы и дворы заполняются странными штуковинами и конструкциями, призванными удивлять международного туриста. На берегу пустынных волн подобное воспринимается как блажь, а неухоженность среды и обветшалость старых фасадов (что отличает нас и от Москвы) не дают воспринять жанр инсталляции как нечто обогащающее. Да и в целом город проспектов и гигантских площадей требует монументальности. И тут возникает естественная критика в адрес Петербурга как провинциально-консервативного угла, где модный формат временного архитектурного жеста не находит благодарной аудитории ценителей.

В любом случае, приходится признать, что даже некоторые советские модернистские монументы в итоге не вписались в контекст города и зачастую выглядят нелепыми искусственными вставками, потерявшими свою грозную идейную значимость.

И вот, кажется, проблема нашла решение, а стереотип о несовместимости исторического и современного разрушен. Глядя на арку KATARSIS, мы понимаем, что создать уместный и актуальный объект возможно. И никакого противоречия не возникает. Публика с удовольствием заставляет объект крутиться вокруг его собственной оси и катается на нем, словно на карусели, а значит, наш народ вполне способен принять современное искусство. Притом что в работе авторов нет ни одной уступки вкусу массового потребителя: сооружение полно метафорических значений, которые можно расшифровывать на страницах объемистой искусствоведческой статьи. Здесь и проблема входа-выхода при меняющемся направлении движения; и парадокс превращения монументальной формы в легкую карусель; и растворение классической архитектуры в пиксельном орнаменте конструктивных элементов; и ее же триумф и утверждение как центра композиции Никольских рядов – памятника зодчества, созданного в конце XVIII столетия. Кроме того, в роли арт-объекта выступает самый что ни на есть традиционный градостроительный акцент – арка. Просто никому в голову не приходило заставить ее вертеться.

Важно еще кое-что: сооружение инсталляции – это история конкурсного успеха, редкая для нашего города. Предложение попало в шорт-лист состязания «Мобильный обелиск», проведенного в пространстве «Севкабель Порт» в рамках экспо «Мир архитектуры и дизайна» в 2019 году журналом «Проект Балтия». Теперь же версия арки, адаптированная к пропорциям и контексту Никольских рядов, реализована. И самое удивительное: как арку ни крути – она все время на месте.

Закрыть