Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Сегодня состоялся первый после четырехмесячного перерыва сбор труппы Александринского театра

Каковы планы коллектива и каким будет для него юбилейный, 265-й сезон, рассказал художественный руководитель театра, народный артист России Валерий Фокин
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

В этом году сбор труппы состоялся почти на месяц раньше. Обычно это происходит 30 августа, в день, когда согласно указу императрицы Елизаветы Петровны Александринский театр был образован.

Сейчас эту традицию второй раз за все время существования пришлось нарушить. Первый раз причиной вынужденной паузы стала холера. Сейчас – пандемия коронавируса, которая более чем на четыре месяца закрыла для всех двери знаменитой Александринки. 

Самое важное

Вопреки распространенному мнению, что люди творческие не слишком пунктуальны, труппа Александринки пришла в главный зал театра вовремя. Рассаживались согласно «приобретенным» билетам. Те, кто позаслуженнее, – в первых рядах. Молодежь и вспомогательные службы – на галерку, как шутили они сами.

Такая рассадка – уже сложившаяся традиция. А вот моду здороваться локтями здесь только осваивают. А некоторые, невзирая на маски и перчатки, все-таки пытаются приобнять коллегу или хотя бы дружески похлопать его по плечу.

Сам художественный руководитель появился в строгом темном костюме, медицинской маске и черных перчатках. Встав у микрофона, демократично установленного прямо в зале, он начал с главного. А главное сейчас, по его мнению, – это эпидемиологическая обстановка и здоровье коллектива.

«Думаю, что Роспотребнадзор оценит, как мы выполняем его требования», – обратился он к труппе, поголовно сидящей в масках. И напомнил, что здоровье тех, кто выйдет на сцену, так же как и тех, кто будет в зале, – это сегодня самое важное. 

Как будем жить?

По словам художественного руководителя, опыт онлайн-показов, которые продолжались всю эпидемию, оказался успешным. Спектакли Александринки, в том числе премьеру «Маузера» греческого режиссера Теодороса Терзопулиса, посмотрели миллионы человек во всем мире. И если бы не пандемия, то о таком количестве зрителей можно было бы только мечтать.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Еще один плюс вынужденной изоляции – это ускорение, которое она придала развитию интернет-вещания. Поэтому оно будет продолжено. 

Развиваться новое интернет-направление будет на третьей площадке театра – Другой сцене. 

«Мы от этого никуда не уйдем. Просветительство – очень важная вещь. Но надо сделать так, чтобы это было художественно», – поставил режиссер задачу. 

По его мнению, опасаться, что «цифра» вытеснит живой театр, совсем не стоит. 

«Ничто театр не вытеснит. Я вспоминаю, как сам великий Михаил Ромм говорил, что кино вытеснит театр. Этого не произошло. Есть только взаимопроникновение. А живой контакт убить нельзя», – уверен художественный руководитель. 

Правда, здесь есть свои подводные камни. Отрепетировать и представить премьеру – одно дело. А вот снять ее так, чтобы даже через экран компьютера или телевизора донести до зрителя ее смысл – другое, и очень сложное. Тут нужна специальная «партитура» спектакля. Не одна, а несколько камер. И хорошие специалисты, которые сумеют все снять, как надо. 

Придется перестроиться и актерам, ведь играть в пустом зале – совсем не то, что для публики. И потому им тоже потребуется время, чтобы привыкнуть к новой реальности. 

Публика как живая 

И все же, уверен режиссер, заменить живое дыхание зала не сможет ни одна трансляция. «Мне вспоминается анекдот, как гардеробщица говорила Зиновию Гердту: «Я так люблю, когда вы играете. Публика тогда как живая», – рассказал Валерий Фокин.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

В театре очень надеются, что им удастся выйти на сцену хотя бы в сентябре. И пусть для начала зал заполнится процентов на 40-50% – это уже будет счастье, хотя и трудное. Ведь придется решать задачу продажи билетов (онлайн и в кассе), рассадки в зале, а также пустующих ярусов, которые едва ли прибавят оптимизма. 

«Но если нам только разрешат, мы все равно будем встречаться со зрителем», – заверил Валерий Фокин. 

Заглянуть за горизонт 

Планов на будущее у Александринки много. Но говорить о них сейчас – плохая примета.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Да никто и не знает, как поведет себя коронавирус. 

Поэтому Валерий Фокин признался, что «говорить сегодня так же уверенно, как обычно, он не может», и сосредоточился только на обозримом будущем. 

По его словам, сейчас в театре приступают к репетициям двух премьер. Сам мастер думает о постановке дилогии, посвященной двум русским императорам – Александру II и Александру III. 

Кроме того, будут постановки на Новой сцене, которая откроет сезон уже в середине августа. И на Другой сцене, которая продолжит свою активную работу онлайн. А вот гастролей практически не будет, их перенесли на 2021 год. Сократят и дни, предназначенные для аренды театра другими коллективами. Им выделят не более месяца, и в удобное для самого театра время. 

Творческий год Александринки откроется уже 4 августа прямой трансляцией спектакля «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» на платформе «Триколор» и в группе театра «ВКонтакте». А официальный старт 265-го сезона дадут согласно возрожденной традиции императорских театров 30 августа. Первой «живой» премьерой будет спектакль «Маузер», что очень символично. Ведь именно им и закончился сезон. 

«Планов и задач у нас много. И все зависит от того, в какой форме мы будем, – подытожил режиссер и попросил: – Будьте, пожалуйста, внимательны и осторожны».

Закрыть