Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Память о воинах-евреях Первой мировой войны предложили увековечить в Петербурге

Речь идет об обелиске на Еврейском кладбище Петербурга

Создатель группы «Евреи Петербурга» в социальной сети Facebook Марк Гигузин во время коронавирусного карантина составил список воинов Первой мировой войны, похороненных на Еврейском кладбище Петербурга. В нем больше 170 человек, чьи захоронения утеряны и сведения о которых удалось получить, работая с архивами. В память о погибших Гигузин предложил установить обелиск. Как шла работа над списком, он рассказал «Петербургскому дневнику».

Помог карантин

Марк Гигузин уже много лет интересуется генеалогией, хотя и не историк по профессии. Марк эмигрировал в Израиль в 1991 году, когда ему было 19 лет. «Перед отъездом я расспросил всех «старожилов» моей семьи, сделал список, по которому построил генеалогическое древо. Со временем появились интернет и базы данных, генеалогические сайты и архивы. Многие вещи стало относительно легко найти. Полтора года назад я открыл группу на Facebook – «Евреи Санкт-Петербурга» и теперь занимаюсь ею. Сейчас в ней две тысячи человек со всего мира. Появилась возможность общаться», - объяснил «Петербургскому дневнику» Марк Гигузин.

Однажды, изучая в архивах историю своей семьи, он выяснил, что приходится поэту Иосифу Бродскому троюродным племянником. Кстати, во время своего исследования Марк нашел настоящее отчество отца Бродского – он был не Александром Ивановичем, а Израилевичем. Такая «путаница» вполне объяснима: Бродский-старший был военным фотокорреспондентом.

К списку, посвященному солдатам Первой мировой Марк приступил в дни пандемии. Одна из главных проблем, которую он обнаружил во время исследования – часть могил уже утеряна. Получилось это отчасти из-за того, что в этих же могилах в советские годы хоронили других умерших.

«Этой темой я занимаюсь уже давно, но упорядочивать начал ее весной, поскольку несколько месяцев сидел дома без работы. В какой-то момент я понял, что основной массы могил уже нет – они не сохранились, что с одной стороны, очень обидно. Так получилось, что не прошло и 20 лет, как на этих местах хронили других. Так, 1932 – 33 годах было очень много захоронений именно на этом участке», - рассказывает Гигузин. Речь идет об участке кладбища – шестое военное отделение третьего разряда. Поскольку у каждого памятника на этом кладбище есть разряд, от одного до пяти, цифры соответствуют определенному статусу похороненного. Военным ставили памятники по третьему разряду.

«В этом списке не только воины Первой мировой войны, но и юнкера, которые погибли в октябре 1917 года – 5 или 6 человек, это известный факт. Они защищали временное правительство. Одна могила сохранена, остальные нет. Есть еще комиссар, милиционер….», - отмечает он.

Почему это важно?

Информацию о погибших Марк собирал из документации Еврейского кладбища – в «Книгах погребенным» - и «Метрических книгах о смерти евреев». Обе книги оцифрованы и находятся в Центральном городском историческом архиве.

Кто похоронен в этих могилах? По словам Марка, это евреи со всех концов Российской империи – Украины, Бессарабии, Польши и даже Архангельска. Среди похороненных евреев в большинстве случаев Марк находил рядовых солдат, ефрейторов, а также военных санитаров и писарей. Офицерских званий в императорской России евреям не давали. Однако память об войнах Первой мировой войны важна и для России, и для еврейской общины Петербурга.

«В Петрограде бои не шли. Есть несколько путей, как люди могли попасть в город. Во-первых, раненые и больные, которые попадали в петроградские госпитали с фронта. Уровень медицины в Петербурге был выше, может быть тяжело раненных привозили именно сюда. Второй момент – это люди, которые возвращались из плена больными и раненными. Их тоже очень много. Нет имен, нет могил, этих людей забыты. Сам факт, что эти люди там похоронены, но нет даже надписи или упоминания о них, это надо исправить. Их забрали в армию, где они страдали, болели. Это важно для еврейской общины Петербурга, поскольку община появилась благодаря солдатам. Я считаю, что это дело чести…», - заявляет Гигузин.

Установить обелиск

Автор памятного списка предложил установить памятник погибшим воинам.

«Лучше всего найти место у этого участка. В первую очередь надо получить разрешение от властей. Далее надо предложить скульпторам и архитекторам, чтобы они продумали вариант памятника. Надо понять, сколько денег надо собрать, но я думаю, с этим проблем не будет. Мне кажется, что это не должно быть что-то грандиозное. Это что-то скромное».

Председатель еврейской религиозной общины Санкт-Петербурга Марк Грубарг в беседе с «Петербургским дневником» поддержал идею.
«Воздвигать памятники – это всегда хорошо, это сохранение памяти. Концептуально я за памятник, а почему бы и нет?», - так он прокомментировал инициативу.

Закрыть