Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Виктор Минков: лучшая вакцина – это хорошее настроение

«Приют комедианта» после ограничений возвращается к работе

После перерыва театр «Приют комедианта» приступил к репетициям. Насколько трудным оказался период вынужденного молчания? И с каким настроением театр возвращается к прежней жизни? Об этом рассказал его директор – художественный руководитель Виктор Минков.

– Свой 34-й сезон театр «Приют комедианта» начинает в необычных условиях.

– Он и завершился очень нестандартно. С одной стороны, прошедший 33-й сезон был очень насыщенным, с другой – из-за пандемии коронавируса оказался поломанным. Но надо жить дальше. И я очень хочу, чтобы работа театров только в режиме онлайн как можно скорее закончилась.

– А каким спектаклем вы бы хотели открыть новый сезон?

– Вы знаете, меня часто спрашивают, какой спектакль в нашем театре я считаю лучшим. И я отвечаю – все! И сейчас у меня полное впечатление, что я хотел бы открыться сразу всеми спектаклями. Устроить 24-часовой марафон.

Но поскольку это невозможно, мы планируем открыть этот сезон двумя премьерами. 21 и 22 августа покажем спектакль «Это все она» в постановке Александра Созонова с Юлией Ауг в главной роли. А 27 и 28 августа сыграем «Русскую классику» режиссера Дмитрия Волкострелова.

– Вы неоднократно говорили о потерях, которые понес театр из-за коронавируса. Не помешает ли это созданию новых спектаклей?

– Да, мы катастрофически много потеряли за время пандемии. Прежде всего это живой контакт со зрителями. И еще, конечно, огромные деньги, на которые мы жили, выпускали спектакли, покупали сценическое оборудование. На данный момент мы потеряли более 17 миллионов рублей. Это при нашем небольшом зале. У нас не самые низкие цены в городе, поскольку в театре играют востребованные артисты, звезды. Но 17 миллионов – это огромная сумма. У нас сломался гастрольный график: было запланировано 14 гастролей с полной оплатой расходов и райдера, с хорошими гонорарами, и все они рухнули. Из-за этого с марта по август мы вынуждены были жить с сокращенной зарплатой. Но я благодарен за содействие Комитету по культуре Санкт-Петербурга, который пытается что-то возмещать.

– Наверное, с такой ситуацией вы столкнулись впервые?

– Вы знаете, в этом году будет уже 25 лет, как я руковожу театром «Приют комедианта». Пережиты очень тяжелые 1990-е годы, которые многие, наверное, помнят. У нас не было денег. Мы еле наскребали на зарплату. Но, несмотря на холод и голод, это было светлое время, потому что мы получили свободу. И еще закалку, которая сегодня нам очень пригодилась. Но даже тогда мы каждый день играли спектакли для зрителей. 

Давайте говорить честно: в последние пять месяцев мы практически ничего не делали из того, что привыкли делать. Мы не репетировали, не играли, не делали новые декорации и костюмы. Только сейчас мы возобновляем рабочие процессы. Но, с другой стороны, этот период позволил нам почувствовать ценность ежедневного живого контакта с людьми. 

– О том, что именно коронавирус позволил оценить важность человеческого общения, сегодня говорят все. А что еще может измениться после пандемии?

– Мне очень не нравятся разговоры о том, что жизнь будет не такая, как раньше. Что должно измениться? Мы будем ходить в масках? Сидеть в зале в шахматном порядке? Находиться на расстоянии полутора метров друг от друга? Но как могут артисты на сцене находиться на расстоянии, если им, к примеру, нужно обнять или поцеловать друг друга?

– А трансляция спектаклей будет продолжена? И вообще, что вам дал этот опыт?

– Я не сторонник онлайн-театра. И очень тяжело привыкаю к интернет-показам. За время изоляции я посмотрел много спектаклей и зарубежных мастеров, и российских коллег. Да, это занимает досуг. Не дает отвыкнуть от того, чем ты привык жить. Но я прекрасно вижу, как теряют в онлайн-режиме даже те спектакли, которые я не видел живьем.

Я понимаю, как они проигрывают той личной искренней реакции, которая возникает между зрителем и артистом непосредственно в зале. Когда люди рядом с тобой переживают, плачут или смеются. Поэтому, как только мы начнем играть живые спектакли, онлайн-трансляций больше не будет. Останутся только интересные форматы интернет-мероприятий – встречи, интервью, презентации. Те «жанры», которым дистанционный контакт людей не мешает, а помогает.

– Как вы считаете, у монетизации показов есть перспектива? Могут ли онлайн-спектакли конкурировать с кино?

– Сложный вопрос. Но, наверное, могут. Насчет продажи билетов на онлайн-показы думаю, что это может и должно быть. Сколько это должно стоить, я не знаю. Но мое твердое убеждение – никакое творчество, в том числе когда артист играет на сцене (пусть перед камерой), быть бесплатным не должно.

Мне кажется, что первые дни, когда мы начнем играть спектакли, я буду здесь дневать и ночевать, встречать каждого зрителя.

И еще хочу сказать, чтобы зрители не боялись приходить к нам по одной простой причине. У нас в театре есть вакцина – это хорошее настроение. Это творчество, которое дают наши замечательные режиссеры и артисты. И то радушие, к которому все привыкли в нашем теплом и уютном театральном доме.

Мне кажется, что мы никогда так не ждали зрителей, как сейчас.



Закрыть