Яндекс.Метрика
  • Алексей Андрианов

Борис Горовой: «Юрий Морозов всегда тепло относился ко мне»

Автор последнего гола «Зенита» в XX веке в интервью «ПД» рассказал о времени, проведенном в «Зените», и назвал главные причины судейских ошибок в чемпионате России

– Ваше впечатление от финала Кубка России «Зенит» – «Химки»?

– К сожалению, скучная игра. «Зенит» изначально был фаворитом, «Химки» строго действовали в обороне, искали шанс в контратаках. По уровню исполнителей «Химки» уступают «Зениту» и могли играть с петербуржцами в отрытый футбол. Но ведь на последней секунде у команды Юрана возник стопроцентный момент! Если бы игра перешла в овертайм и «Химки» дотерпели бы до серии послематчевых пенальти, неизвестно, чем бы дело закончилось.

– Что скажете о пенальти в ворота «Химок»?

– Чистый одиннадцатиметровый. Для чего защитнику было идти в такой рискованный подкат на последних минутах? Сопровождай Малкома, ближняя штанга перекрыта, бразилец вываливается за лицевую – нет, человек зачем-то катится под мяч. Бразилец же, по сути, грамотно подставился. Все чисто.

– Можно ли сравнить финалы Кубка России 1999 года и нынешний?

– Ни в коем случае! Качество игры и голов, содержательность встречи однозначно в пользу матча «Зенит» – «Динамо». Вспомните мячи Александра Панова и Романа Максимюка, ставшие украшением того матча: ну разве можно их сравнить с пенальти Дзюбы? Двадцать один год назад в Лужниках было принципиально иное напряжение, фаворитом считались динамовцы, мы в том турнире прыгнули выше головы. Болельщики, вышедшие на Невский проспект и Дворцовую площадь, доказали, насколько важен для Петербурга тот успех. Да, завоевание трофея важно во все времена, но, мне кажется, сейчас победа в Кубке не вызвала у поклонников «Зенита» тех эмоций, что в 1999-м. Именно в то время закладывалась команда, на долгие годы ставшая фаворитом российского футбола, стали появляться молодые талантливые ребята, на протяжении десяти лет приносящие пользу «Зениту», которые выиграли чемпионаты страны, Кубок УЕФА и Суперкубок Европы. Сейчас же «Зенит» без собственных воспитанников не может даже выйти из группы в Лиге чемпионов.

– В финале Кубка 1999-го вы остались на скамейке запасных. Как распределял роли Анатолий Викторович Давыдов? Не было ли вам обидно, что не получили шанса сыграть в решающем матче?

– Нет, никаких обид не было. У нас Андрей Кобелев выходил на замену, не играли Сергей Герасимец, Денис Угаров. Мы все болели за победу, вносили свой вклад на тренировках, а играл ты или нет, никакого значения не имело.

– «Зенит» – сильнейшая команда России. Бесспорное утверждение?

– К сожалению, уровень российского чемпионата заметно упал. «Зениту» не идет на пользу отсутствие конкуренции со стороны «Спартака» и ЦСКА. Да, «Зенит» сейчас номер один в российском футболе, но разве дело, когда разрыв со вторым местом составляет 15 очков, а с третьим – 20? Интерес зрителей к турниру падает. Кому интересно ходить на матчи с заведомо известным исходом? В минувшем сезоне было мало напряженных игр с высокими скоростями, «Зенит» тоже не всегда показывал содержательный футбол, но в итоге выиграл чемпионат задолго до финиша. Основной фактор превосходства – финансовое благополучие, которым петербуржцы грамотно пользуются.

– Золотое время для всех петербургских болельщиков – яркая агрессивная команда Юрия Андреевича Морозова, в 2001 году выигравшая бронзовые медали чемпионата России. Как вспоминаете эти времена?

– Юрий Андреевич прививал нам привычку побеждать. Мы стремились выигрывать в каждом матче. В 2001 году мы долго боролись за чемпионство и на второе место могли рассчитывать, если бы «Спартак» в последнем туре на последних секундах не проиграл «Локомотиву» – 1:2. Но главное – Юрий Андреевич развивал футболистов, что сегодня совершенно не делает «Зенит». Повторюсь, ни один клуб мира, а тем более такой, как «Зенит», не должен существовать без местных звезд. Играй в «Зените» новые Аршавины, Кержаковы, Радимовы, Быстровы, Малафеевы, интерес болельщиков был бы сильнее.

– Ни для кого не секрет, что вы были одним из любимых футболистов Юрия Андреевича Морозова. Почему?

– Действительно, Юрий Андреевич всегда тепло относился ко мне. Его любимыми футболистами были те, кто на каждой тренировке отрабатывал на сто процентов, не делил занятия на важные и не очень. 

– При этом Юрий Андреевич был человеком эмоциональным и вспыльчивым.

– Да, но в последние годы многие отмечали, что он стал мягче, сентиментальнее, что ли, мог даже заплакать. Интересный человек, выдающийся тренер, сильная личность – на мой взгляд, в нынешнем футболе не хватает именно таких людей. С Семиным поступили некрасиво, Бердыев в Ростове показал, что успеха можно добиваться и со средней командой, но и он сейчас не у дел. Уходит плеяда…

– Какую историю, связанную с Морозовым, вы вспоминаете чаще всего?

– Как-то Юрий Андреевич в сердцах бросил Саше Спиваку: «Был бы у меня пистолет, я бы тебя застрелил!» (Смеется.)

– С Морозовым случались не только победы, но и поражения, как, например, в финале Кубка России 2002 года.

– Проблема заключалась в том, что Юрий Андреевич уже не мог управлять командой из-за болезни. В полуфинале в Раменском он руководил нами по телефону, наблюдая за игрой по телевизору из больничной палаты. К сожалению, не было железной руки в подготовке, как раньше, пошел дисбаланс. Заболел Спивак – Морозов, приехавший из больницы в день матча, поставил в стартовый состав не имеющего опыта таких встреч Быстрова. Мне кажется, он руководил командой интуитивно, не так тонко чувствовал коллектив. В итоге мы не были готовы к финалу на сто процентов ни тактически, ни физически, да и в чемпионате России не показали результата, хотя в первой половине с Морозовым занимали достаточно высокое место.

– Вы приехали в Петербург из Белоруссии в 1999 году. Каким вы нашли наш город?

– Я договаривался о контракте задолго до перехода, летом, поэтому Петербург оставил у меня самые яркие впечатления. Белые ночи, хорошая погода, красивая архитектура – замечательный город! Зимой, конечно, все было по-другому: мы же не уезжали сразу за границу на сборы в теплые края, как сейчас, а какое-то время тренировались и жили на базе. Простая обстановка, снег, холодно. Но я легко адаптировался – Сергей Герасимец выступал за сборную Белоруссии, ребята тепло приняли. Работали, играли в бильярд, питались здесь же в столовой – словом, все было хорошо.

– Назовите свои самые памятные матчи за «Зенит».

– Из тех, в которых не участвовал, – это финал Кубка России 1999 года, из других, в которых довелось поиграть, выделю матч с ЦСКА, когда мы за пять минут забили армейцам четыре мяча. Поединок поначалу складывался тяжело, но потом произошел какой-то разряд и нас уже было не остановить. Помню полуфинал Кубка 2002-го в Раменском, когда Аршавин в дополнительное время забил «золотой» гол – было такое правило, помните?

– За «Зенит» вы забили всего один мяч, зато какой – именно ваш гол в ворота «Ротора» в ноябре 2000 года был признан лучшим в сезоне: дальний обводящий удар, с роскошной подкруткой, в самую девятку. Красота!

– Да, это последний гол «Зенита» XX века, знаковый мяч. (Улыбается.) На самом деле там вся комбинация вышла на загляденье, со скрытой передачей Андрея Кобелева пяткой. А вообще, у меня не было цели забивать голы, тренеры поручали мне другие задачи. Конечно, я эпизодически пристреливался, но завершал редко.

– Как вы уходили из «Зенита»?

– Зимой 2002 года у меня заканчивался контракт с «Зенитом», а накануне появилось хорошее предложение от сербского тренера, работавшего в кипрской «Омонии». Пошел к Мутко.

– Что сказал Виталий Леонтьевич?

– Пообещал новый договор, но в концовке сезона 2002 года ни одному футболисту с заканчивающимися контрактами договоры не продлили. Почему? Петржела, собиравшийся строить новую команду, привел своих футболистов и на нас уже не рассчитывал.

– Вы с Петржелой переговорить не успели?

– Нет, да и не хотел. Но не в этом дело: мне на словах обещали одно, а сделали другое. Не очень красивая история.

– После «Зенита» вы перешли в «Торпедо-ЗиЛ», где, откровенно говоря, у вас не получилось: за москвичей вы провели всего четыре матча. Почему?  

– В команде не было никакого порядка. Вроде финансирование неплохое, однако шла постоянная чехарда тренеров, футболисты приходили и уходили, стабильной игры не было. Сплошная текучка. В «Торпедо-ЗиЛ» не заиграл ни игрок сборной России Хлестов, ни экс-голкипер ЦСКА Новосадов. Плюс Москва – совершенно другой город, нежели Питер, нет в ней какой-то души. Единственным хорошим воспоминанием стала работа с Валентином Козьмичем Ивановым. Легендарный человек и очень сильный специалист.

– После окончания карьеры вы пробовали свои силы в судействе. Почему не задержались среди российских арбитров?

– Это особый мир, в котором проявить себя очень тяжело. Если тебя не поддерживают и не продвигают, пробиться наверх практически невозможно. Мы общаемся с Кириллом Новиковым, главным тренером московского «Динамо», который в тот период тоже пробовал себя в судействе, – так он тоже не стал развиваться в этой области. Судьи – люди совершенно иного склада, прижиться среди них способен далеко не каждый.

– Вы, знающий работу арбитров изнутри, можете ответить на вопрос: почему в минувшем сезоне было столько судейских скандалов?

– Некоторые люди почему-то считают, что судьи якобы помогают «Зениту», плюс в судейском корпусе невысокая ротация, судят одни и те же люди, мало молодежи. Помните такого Будогосского?

– Конечно.

– Так вот он приводил в судейскую коллегию исключительно угодных себе людей и всячески выгораживал их. Сколько ошибок при Будогосском совершил Турбин? Другого навсегда бы отодвинули от дел, а он судит до сих пор. В общем, нет правильного, честного отбора судей. Не хочу говорить про всех арбитров, но во многих случаях это действительно так. VAR? У меня складывается устойчивое ощущение, что в России VAR просто не научились пользоваться. Непорядок, когда матч длится 110 минут, а люди даже по телевизору не могут прояснить ситуацию. Проблема заключается еще и в том, что постоянно появляются какие-то новые рекомендации. Правила усложняются, эпизоды трактуются по-разному. На мой взгляд, давно пора прийти к какому-то единому мнению. Пока же у каждого судьи свой стиль и собственная трактовка спорных моментов.

– Сейчас вы работаете в структуре ФК «Ленинградец». В чем особенность современной футбольной молодежи?

– Мне посчастливилось работать с тренерами другого поколения, Юрием Андреевичем Морозовым и Валентином Козьмичем Ивановым, для которых главным критерием были трудолюбие и безграничная любовь к футболу. Сегодняшние ребята относятся к игре по-другому, им очень многое мешает полностью отдаваться работе. Даже в ведущих академиях России фанатов футбола до мозга гостей, увы, не осталось. Им бы убрать гаджеты, отключиться от социальных сетей и работать, работать и работать, но…

Юрий Андреевич ставил перед нами очень простую задачу: каждый день выходить на футбольное поле и полностью выкладываться на тренировках. Морозов считал важным не то, что ты делаешь, а то, как ты это делаешь. Вот чего не хватает сегодняшней молодежи, вот почему нет в Петербурге новых Аршавиных и Кержаковых. Это проблема не только «Зенита», но и самих ребят. 


Закрыть