Директор по развитию «Бертгольд Центра»: «Во время кризисов креативная индустрия растет»
Однако руководству «Бертгольд Центра» самоизоляция дала возможность сесть, подумать и пересмотреть работу проекта. Об этом «ПД» рассказал директор по развитию пространства Роман Красильников.
– Насколько тяжело «Бертгольд Центр» пережил ограничения в работе из-за коронавируса?
– Очень. Мы простояли закрытыми почти три месяца, работали только кафе и рестораны навынос. Нам повезло – у нас есть закрытый двор, и мы начали принимать гостей там, как только Роспотребнадзор разрешил.
Для того чтобы смягчить удар для наших резидентов, мы полностью отменили арендную плату для тех, кто вообще не мог работать. Они оплачивали только коммунальные услуги. Те, кто работал навынос, платили 15-20% от реальной стоимости аренды. Брать 100-процентную оплату мы просто не могли, ведь клиентов у них почти не было. Такие меры позволили нам сохранить весь пул резидентов и показать им, насколько мы хорошие партнеры. От нас съехал лишь магазин велоаксессуаров, и то лишь потому, что ему потребовалось более просторное помещение.
В Петербурге мы избежали сокращений персонала, однако всем сотрудникам, включая руководство, были снижены зарплаты. Конкретные цифры называть не готов.
Конечно, хотелось бы, чтобы государство тоже смягчило удар, но увы. Более того, все месяцы самоизоляции прибыль мы не получали, а налог на нее нам выставили.
Тем не менее, сегмент креативной индустрии, на мой взгляд, все же меньше подвержен кризисам, чем другие. Мелкие лавочки, кофейни и другие проекты «с душой» быстрее вернутся к нормальной работе, чем крупный бизнес. Креативная индустрия во время кризиса растет потому, что она более мобильная, и предоставляет больше разнообразных услуг.
– Вы выросли?
– Мы немного пересмотрели работу. Обычно мы всегда по уши загружены: каждую неделю устраивали по три мероприятия плюс события наших резидентов. Все было стихийно. На самоизоляции появилось время отдохнуть и подумать, и теперь мы мыслим сезонами. К концу августа надеемся составить программу на сентябрь, октябрь и ноябрь. Плюс изменятся названия наших площадок, обстановка в некоторых помещениях.
– Какие мероприятия запланированы в рамках осеннего сезона?
– Это пока секрет, но скажу, что мы будем работать в наших традиционных форматах: выставки, концерты. Обязательно будут мероприятия на крыше. Единственное, что могу сказать – мы откроем мультимедийную галерею. В арке при входе в наше пространство появятся экраны, на которых и будет транслироваться мультимедийное искусство. Также планируются концерты с консульствами. Но больше никаких подробностей.
– После того как вы открыли двор, у вас много посетителей?
– Да, особенно по будним дням, гораздо больше, чем в прошлом году, хотя если бы мы работали полноценно, то людей было бы, конечно, больше. Отчасти причина этого в самоизоляции, точнее в том, что развлекательные площадки, кафе и рестораны пока не вернулись к полноценной работе, а у нас есть большой закрытый двор, а на улице лето. Однако мы каждый год отмечаем рост числа посетителей и связываем это, в первую очередь, с ростом известности и популярности проекта.
Мы сейчас, наоборот, не устраиваем мероприятий, чтобы избежать столпотворения, но люди все равно к нам ходят.
– Вы как-то контролируете количество посетителей в своем дворе?
– Людей мы не считаем, но полностью соблюдаем все требования Роспотребнадзора: сделали разметку, поставили таблички, столы разнесли на безопасное расстояние друг от друга. К нам приходили проверяющие, и, насколько я знаю, ничего не нашли.
Но мы же не можем не пускать к себе людей. Если поставить ограничения, то на входе к нам будет огромная очередь. Вспомните Москву с очередями в метро, когда люди долгое время проводили просто в толпе. Проблему с распространением коронавируса это точно не решает.
Лично я вообще не уверен, что требования Роспотребнадзора в принципе мешают распространению коронавируса. На мой взгляд, надо максимально изолировать тех, кто в группе риска, – стариков, детей, людей с хроническими заболеваниями, а остальным дать возможность переболеть. Уничтожение бизнеса, к чему и привела в конечном итоге самоизоляция, просто создает новые проблемы нашей стране. Хотя подчеркну, что все требования Роспотребнадзора мы исполняем.
– Пережив самоизоляцию, вы сделали какие-то выводы, которые помогут вам справиться с такой же ситуацией в будущем?
– К ситуации, в которой мы оказались из-за коронавируса, просто нельзя быть готовым. Любой бизнес строится с расчетом на нормальные условия жизни. Все риски просто не учесть. Это все равно, что устраивать свою личную жизнь с расчетом на то, что в любой момент может начаться потоп, и ты утонешь. Соответственно, думая о развитии проекта, мы надеемся, что никакой второй волны и вообще ничего подобного не будет.
Однако я уверен, что мы еще долго будем ощущать последствия пандемии. Нельзя просто выключить бизнес на три месяца, а потом надеяться, что все будет как раньше. Куча людей уехала, многие потеряли работу, доходы населения упали.