Адвокат Ирина Скурту про вандализм: «Повредить статую – из чувства риска»
В последнее время мы все чаще слышим об актах вандализма. Значит ли это, что таких преступлений стало больше? Вряд ли. По моему мнению, увеличилась реакция на такие происшествия в СМИ. Что вообще такое вандализм? По сути, это отдельное проявление хулиганства, то есть демонстративных действий, в которых человек противопоставляет себя обществу, ведет себя вызывающе, нарушает сложившиеся устои… В отличие от хулиганства, вандализм связан с повреждением или осквернением памятников культуры, транспорта, зданий, сооружений. Иногда это сопровождается политической, националистической, религиозной подоплекой.
Чаще всего такое поведение присуще молодежи, подросткам. Именно для них характерны так называемые акцентуации и девиации – отклоняющееся поведение либо поступки на грани нарушения правовых норм.
Также для молодежи характерно такое явление, как гедонистический риск, то есть риск ради удовольствия, чувство опасности, острые ощущения, которые человек испытывает по собственной воле, как бы играя. Таким образом молодые люди самоутверждаются в обществе, в среде себе подобных. Если такие действия совершают люди более старшего возраста, то, скорее всего, в этом проявляется определенный протест обществу, недовольство существующим порядком. Либо это проявление инфантилизма.
Как избежать таких ситуаций? Исторически ужесточение наказания за отдельные виды преступлений приводило лишь к временным эффектам. На мой взгляд, необходимы воспитание, просвещение и образование молодежи, расширение их знаний о памятниках, воспитание в духе уважения к памяти прошлого. Добавлю, что самоизоляция никак не повлияла на рост актов вандализма. Этот режим вызвал рост отдельных видов преступлений (таких, как семейное насилие, корыстные преступления, новые виды мошенничества), но никак не вандализма.