Человек, который подлинно служит театру: народный артист России Ефим Каменецкий отмечает 85-летие
Но его послужной стаж гораздо больше. И на эту сцену он попал не сразу.
Сначала был историко-филологический факультет педагогического института, куда он поступил по совету учителя литературы. Тот считал, что если у его ученика есть талант и желание стать актером, это никуда не уйдет. А вот получить основную, земную профессию все же не помешает.
После окончания вуза Ефим Каменецкий не оставил своей мечты. И поступил в театр. Работал в Казанском и Рижском ТЮЗе, БДТ имени Качалова. А потом поступил в Ленинградский театр имени Ленсовета, где сыграл много ярких ролей.
В спектаклях Игоря Владимирова он был партнером Алисы Фрейндлих, Леонида Дьячкова, Анатолия Равиковича, Михаила Боярского и других прекрасных артистов. Особенно запоминающейся стала его роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании» по роману Федора Достоевского. Именно тогда к актеру пришла известность, которая еще больше выросла после его работы на телевидении.
«Телевидение тогда – это место «сбора» актеров, где что-то обсуждали, общались. А телеспектакли эти, я знаю, ленинградцы смотрели», – вспоминает артист.
А еще были фильмы: «Проводы белых ночей», «Строгая мужская жизнь», «Бабушкин внук», «Жизнь и приключения четырех друзей», «Деревенская история», «Объяснение в любви», «Жена», «След на земле», «Столыпин. Невыученные уроки», «Питерские каникулы», «Петр Первый. Завещание», «Счастливчик Пашка», «Личные обстоятельства» и другие.
В восьмидесятые, когда Ленсовета покинули его ведущие актеры, он перешел в Малый драматический театр: «Вскоре и я ушел из Ленсовета, ко Льву Додину, человеку и режиссеру умнейшему, талантливейшему, но там продержался один сезон. Додинский театр великолепный, лучший, на мой взгляд, и тогда, и сегодня в России, но я понял, что я пришел туда поздновато», – считает артист.
Вскоре поступило предложение от Рубена Агамирзяна, возглавлявшего в то время театр имени В. Ф. Комиссаржевской. И Ефим Каменецкий принял его с благодарной радостью.
Одной из его первых работ здесь стала роль Ведущего в «Колыме» Ильи Дворецкого, которая сразу вписала актера в историю театра. А каждая последующая роль становилась событием не только в творческой биографии артиста, но и в художественной жизни города. Памятны его Бельский из «Смерти Иоанна Грозного, Варенн из «Робеспьера», Учитель философии из «Полоумного Журдена». А за роль Вени в спектакле «Бесконечный апрель» актер был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2015-2016 годов) в номинации «Лучшая мужская роль» и Призом общества «Театрал».
Сегодня на сцене родного театра актера можно увидеть в спектаклях: «Двенадцать месяцев», «Безымянная звезда», «Прикинь, что ты – Бог», «Бесконечный апрель», «В осколках собственного счастья», «Мизантроп».
«Фима – мой «сокамерник» по гримерке, и, может быть, поэтому я его хорошо знаю. Это интеллигентнейший человек, обладающий удивительной скромностью, большим талантом и еще большей трудоспособностью. Он занимается не только тем, что положено в театре. Еще он пишет инсценировки, делает спектакли в качестве режиссера в театре «За Черной речкой».
Не могу припомнить случая, чтобы Фима меня или кого-то другого подвел – он человек твердого слова, очень надежный товарищ», – так отзывается о коллеге народный артист России Иван Краско.
«В своей жизни я не встречал таких скромных людей, таких тружеников, которым ничего не надо – только работать в театре, играть роли, любить своих близких, отдаваться полностью тому делу, как это ни громко, которому ты служишь – а он действительно подлинно служит театру», – так говорит о Ефиме Каменецком художественный руководитель театра имени В. Ф. Комиссаржевской Виктор Новиков.