Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

3D-сканирование памятников, цифровизация городской среды: эксперты обсудили, как сохранить культурное наследие города

Темой очередного выпуска передачи «Радиоклуб на Карповке», совместного проекта «Петербургского дневника» и «Радио России – Санкт-Петербург» стало культурное наследие города

Минувшая неделя оказалась богата на события из этой области. На днях в ГМЗ «Царское Село» маленький посетитель уронил «Бюст умирающего гиганта» XVIII века. Скульптура упала впервые за 200 лет. К слову, в самом музее считают, что бюст уронили, «приложив силу», то есть смахнули с пьедестала специально. А буквально накануне специалисты Государственного музея городской скульптуры рассказали, что отремонтировали сломанные поводья уздечки у одной из скульптур «Укротителей коней» на Аничковом мосту, которую повредили вандалы. 

Поменять отношение 

К сожалению, вандализм на городских памятниках – явление для города не новое. С ним постоянно приходится бороться как городским властям, так и неравнодушным петербуржцам и активистам. Один из методов борьбы – воспитание подрастающего поколения. Этим вопросом в том числе занимается культурно-просветительский проект «Открытый город», который с 2016 года в формате экскурсий, квестов, игр рассказывает и показывает взрослым и маленьким петербуржцам уникальные исторические объекты – памятники культурного наследия. Среди них дворцы, особняки, промышленные здания. 

«В Петербурге насчитывается примерно 9 тысяч памятников истории и культуры. Из них, по нашей информации, для горожан и туристов открыто только 30 процентов. Наша задача – показать все многообразие объектов культурного наследия, которые по разным причинам сейчас закрыты для посещения всеми желающими. Большой популярностью пользуется особняк Кельха на улице Чайковского с сохранившимися интересными интерьерами. Особняк Брусницыных на Кожевенной линии – там также сохранились аутентичная обстановка и внутренние интерьеры. Помимо особняков мы вводим экскурсии, например, на бывшую трикотажную фабрику «Красное знамя» на Пионерской улице», – рассказывает пресс-секретарь проекта «Открытый город» Елена Кузнецова. 

Она подчеркивает, что один из способов в будущем избежать вандализма – показать жителям города, с каким великим наследием они соприкасаются каждый день, а некоторые среди него живут: «У нас запущена целая серия экскурсий под названием «Дом, в котором я живу». Мы показываем бывшие доходные дома, в которых сейчас живут люди. Экскурсоводы рассказывают, что сегодня сохранилось в парадных, в квартирах и как люди берегут это наследие: балясины, витражи, метлахская плитка. Конечно, после такой экскурсии человек уже по-другому смотрит на все архитектурно-художественные детали и, как следствие, на сам дом. У него меняется восприятие и отношение к историческому наследию». 

Особые технологии 

Но не только экскурсии дают возможность соприкасаться с наследием и помогают осознавать его ценность и, как следствие, сохранять. В Университете ЛЭТИ разработали проект лазерного копирования памятников, который сегодня может очень помочь ГМЗ «Царское Село» не лишиться в будущем других бюстов музея. 

«Известие о том, что один из бюстов упал и получил серьезные повреждения, особенно печально для меня, так как с ГМЗ «Царское Село», мой вуз, мою научную группу связывает долголетнее сотрудничество, в том числе по применению лазерных технологий и в сфере реставрации, и в части создания копий памятников. Ее можно назвать «Технологией лазерного бесконтактного копирования». Речь идет о создании заготовочных физических копий памятников», – рассказывает профессор кафедры фотоники Университета ЛЭТИ Вадим Парфенов. 

Он отмечает, что о 3D-печати, а также 3D-сканировании последнее время говорится очень часто, правда, в области культурно-исторического наследия эти технологии в России используются очень редко. 

«Их основная ценность в том, что это бесконтактное копирование. В процессе создания копий, сканирования, фактически оцифровки памятника используется слабое лазерное излучение, сопоставимое по своей мощности с лазерной указкой. То есть никакого физического контакта, прикосновения к поверхности памятника нет. Это кардинальное отличие нашего подхода от традиционных методов копирования, которые основаны на использовании «формовки», когда на поверхность памятника наносится специальная формовочная масса, в дальнейшем она разрезается на части, создается литейная форма и копию отливают, как правило, из синтетического материала», – говорит эксперт. 

Как подчеркнул специалист, в процессе такой работы можно сильно навредить скульптуре, ведь масса – это совокупность физико-химических процессов, которые могут навредить монументам. 

Правда, технология, разработанная учеными ЛЭТИ, оказалась не по душе журналисту, эксперту в области градостроительства и архитектуры Дмитрию Ратникову. 

«Я, безусловно, рад, что у нас есть такая технология, но, как показывает практика последних лет, даже если есть желание воссоздать исторические объекты, очень часто это не получается. К тому же в городе действует закон о зонах охраны, который требует воссоздавать дореволюционные здания, но, повторюсь, как правило, ничего хорошего из этой идеи не выходит. Есть несколько примеров, когда меняется высота потолков, перекрытий, расположение окон. К тому же используются новые строительные материалы, которые совершенно далеки от исторических. В Пушкине снесли несколько деревянных домов-памятников. То, в каком виде они были воссозданы, трудно назвать копиями», – комментирует ситуацию Дмитрий Ратников. 

Привлечь молодежь 

Отметим, что на этой неделе стартовал проект «Мудрый город», который в первую очередь направлен на то, чтобы вовлечь в решение вопросов городского развития «поколение Z», то есть молодую аудиторию от 10 до 25 лет. Так, школьники, которые примут участие в проекте, в будущем смогут продолжить свое образование, но уже в высшем учебном заведении с приобретенным опытом, полученным при работе на проекте. 

«В российских городах молодежная аудитория практически не участвует в решении вопросов городского развития, отсюда появляются некие перекосы, когда реализуются большие федеральные программы, наподобие «Формирование комфортной городской среды». Другими словами, говоря о Петербурге, нельзя сказать, что город приспособлен под нужды детей и молодежной аудитории в целом», – считает куратор проекта «Мудрый город», советник ректора Университета ИТМО Михаил Климовский. 

Одно из направлений проекта нацелено на обучение детей, подростков работе с новыми, современными технологиями, такими как прототипирование, 3D-печать, цифровизация городской среды. Все это возможно благодаря специалистам Академии цифровых технологий. 

«Также в проекте задействован Русский музей – ведущий музей, специализирующийся именно на русском искусстве. Здесь есть возможность получить навыки оцифровки произведений искусства. Одно из направлений, которое они курируют, связано с новым искусством – искусством постчеловека, направленным на переосмысление восприятия произведений», – рассказывает Михаил Климовский.