Любовь Беляева: ценные ритуалы, принесенные пандемией
Из всех новых явлений, которые «подарила» нам пандемия, самым тяжелым испытанием для семей стала, конечно, изоляция. Любые внешние резкие изменения – это некий стресс, а стресс проверяет на прочность любую систему и любую семью. Если в семейных отношениях были кризисы, то они проявились максимально ярко. То, что в обычном режиме можно было тем или иным способом нивелировать, обернулось непроходимой сложностью, когда люди оказались максимально близко на одной территории. Им пришлось заново перестраивать образ жизни.
Никто даже не подозревал, что так быстро может наступить момент утомления друг от друга. Все в тесном контакте. Нарастает напряжение...
Хотя некоторые семьи, наоборот, сплотились и выработали новые ритуалы. Снова ожили некоторые семейные традиции, например, настольные игры или чтение книжек.
Во время эпидемии роли в семье могли смениться по разным причинам. Например, внезапно сменился добытчик. Или врач, чье фото опубликовали на билборде, стал известен далеко за пределами своей семьи – а как семья отреагирует на его внезапную популярность?
Здесь уже имеет значение готовность каждого члена семьи к адаптации, к возможности принять другую систему отношений. Тем, у кого навык адаптации не очень развит, кто предпочитает не менять десятилетиями свои привычки, чья сила была в любви к стабильности, этот период дался тяжелее, и уровень конфликтов повысился.
Петербуржцы не просто переживали карантинные ограничения, но также следили за тем, как они соблюдаются во всем мире. Всемирный характер какой-либо напасти – это палка о двух концах. С одной стороны, общая беда примиряет народы, а с другой – ежедневные «вести с поля боя» да с разных уголков планеты еще больше разгоняют стрессы, ведь чувство защищенности исчезает.