Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Обойные гвозди вместо отравы: в Петербурге активизировались догхантеры

Горожанам советуют рассказывать о происшествиях с животными не только в социальных сетях, но и в полиции

В Петербурге, в частности на Васильевском острове, напомнили о себе догхантеры. На этот раз они использовали не яд и не лекарства, а гвозди. По Сети разлетелись фотографии со зловещими находками: колбасками, начиненными обойными гвоздиками. Их обнаружили в субботу в районе дома 54 по Железноводской улице. Автор послания сообщал, что колбасок набралось «на полный целлофановый мешок, но в высокой траве мы могли что-то упустить». И призывал к бдительности.

Пресс-секретарь администрации Василеостровского района Татьяна Слышова заявила «ПД», что и сама была возмущена этим сообщением. При этом она посоветовала людям, которые стали свидетелями таких действий, не ограничиваться постами в соцсетях, а обращаться в полицию.

«Если сделать это сразу, еще есть шанс отследить по видеокамерам, кто разбросал отраву, и привлечь их к ответственности», – пояснила она.

Догхантерские суды

Как свидетельствует система ГАС «Правосудие», 245-я статья Уголовного кодекса РФ («Жестокое обращение с животными») применяется довольно редко. Например, сейчас там есть только три ссылки на дела, в которых прокуратура требовала от провайдера запретить доступ на догхантерские сайты. Все три решения были вынесены в Чечне, в Гудермесе.

Три этих сайта, на которых активно обсуждалось, как приготовить болезненный или безболезненный яд для собаки, закрыты. Но другие подобные остались – не меньше десятка. Некоторые из них блюдут приличия и вскользь упоминают, что яды и аптечные препараты не просто убьют собаку, но обрекут ее на мучения перед смертью. Но никто не подводит читателя к единственно верному решению: здоровую собаку, если она действительно не нужна, пристроить в приют, а больную – усыпить в клинике.

Считаются имуществом

Зато, как показывает практика, упомянутые сайты читают воры-домушники, которые проникают в чужие владения и травят сторожевых собак. Так, в Ростове несколько лет назад вынесли приговор взломщику, который отравил собаку противотуберкулезным препаратом. Несмотря на то, что собака умерла в муках, вор получил срок только за кражу: ведь именно завладение вещами было его целью, а не мучения, которые он причинил животному.

А несколько лет назад в Ленинградском областном суде разбиралось дело по жалобе зоозащитницы. Та утверждала, что необходимо возбуждать уголовные дела по факту обнаружения в траве напичканного отравой мяса.

Полиция, а затем и суды в двух инстанциях считали иначе. Истица проиграла: полиция не захотела возбуждать дела ни по статье «Жестокое обращение с животными», ни из-за попытки уничтожения имущества, ведь формально домашние животные считаются имуществом.

Серьезный ущерб

Врач-ветеринар Виктория Дарк пожаловалась, что с начала теплых дней жалоб на отравленных собак было очень много. Травят и собак, проживающих в элитных особняках, которые по улицам даже не гуляют. Просто перекидывают им отраву через забор.

«Яд не чувствуется в еде, – отметила специалист. – И гвозди тоже, особенно если собака голодная и будет заглатывать пищу одним глотком, как она обычно делает. Даже маленькие гвозди наносят очень серьезный ущерб здоровью: если не вмешаться, будет летальный исход. А определить, что у собаки в желудке инородное тело, можно по симптомам: это вялость, отказ от еды, понос, рвота. Собака постоянно облизывается... Это значит, что надо немедленно везти ее в клинику».

Досталось и кошкам

К слову, на днях в Петербурге произошел еще один вопиющий случай: в сквере на территории 2-й городской больницы неизвестный гражданин расправился с шестью кошками, и среди зоозащитников разнесся слух: кошек истребили специально, так как видели в них возможный источник заражения коронавирусом. В самой больнице слух опровергли.

«Животные болеют коронавирусом, но это не COVID-19, а совсем другой штамм, – поясняет Виктория Дарк. – Как правило, люди не болеют кошачьим коронавирусом, но даже если это и случится, речь будет идти не о пневмонии, а о насморке и общем небольшом снижении иммунитета. Что касается кошек, заболевших конкретно COVID-19, то китайские ученые осуществили такой эксперимент, но о его результатах не сообщали».

Зоозащитница Наталья Жигулина рассказала, что убийцы животных – это не обязательно маргиналы. Некоторые из них считают это своей профессией.

«Существуют так называемые «черные отловщики». Они могут открыто прийти в какой-нибудь подвал и расстрелять кошек нейролептиком из специальных дротиков-шприцов. Такие случаи мне известны, к сожалению, и в Петербурге», – сказала она.

Шанс на защиту

Напомним, что принятая в начале июля обновленная Конституция, помимо всего прочего, диктует еще и ответственное отношение к животным. Способны ли поправки изменить сознание граждан и предотвратить такие ситуации, как с догхантерами или с убийством кошек, в будущем?

Корреспондент «ПД» обсудил сложившуюся ситуацию с доцентом факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета Евгением Держивицким. По его мнению, теперь главным будет создание судебных прецедентов.

«Вопрос в том, дадут ли служители Фемиды шанс животным на судебную защиту, – считает собеседник «Петербургского дневника». – А если для убийства животных выдумывают такие мракобесные причины, как опасность заражения, то, значит, надо лечить общество».

Ученый выразил надежду на то, что несколько показательных судебных процессов будет достаточно, чтобы переломить ситуацию.