Яндекс.Метрика
  • Яна Гриигорьева

Что скрывают Нарвские ворота

Рассказываем о музее, который работает внутри памятника
Что скрывают Нарвские ворота Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Петербуржцы знают: приедешь на станцию метро «Нарвская», и в глаза бросаются они... Нарвские триумфальные ворота. Творение архитектора Василия Стасова – экспонат Государственного музея городской скульптуры, и правильно их называть не зданием или сооружением, а именно скульптурой, которая считается одной из самых больших в Петербурге: высота памятника – 23 метра, со скульптурной группой – 30 метров, а ширина памятника – порядка 28 метров.

ТАЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Нарвские триумфальные ворота полностью «одеты» в медную одежду, начиная от самого каркаса и заканчивая скульптурной композицией. В мире есть еще один подобный объект, который находится за Атлантическим океаном, – статуя Свободы. К тому же Нарвские триумфальные ворота – единственная скульптура Петербурга, внутрь которой можно попасть. Памятник возведен в честь Победы в Отечественной войне 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов.


Первые Нарвские триумфальные ворота стояли на нынешнем Старо-Петергофском проспекте. Они были деревянные, их возвели в 1814 году для встречи гвардии, которая возвращалась из Европы со стороны Нарвы.

«Эта дорога, которая когда-то соединяла Петербург с Нарвой, называлась Нарвская. Площадь, на которой стоят ворота, до 1923 года тоже носила одноименное название. Ворота получили название соответственно по названию дороги, триумфальные – в честь триумфа, ворота – потому что они стали границей Петербурга, то есть в этом месте город заканчивался», – рассказывает методист отдела «Нарвские триумфальные ворота» Государственного музея городской скульптуры Олеся Крылова.

Деревянные ворота украшали Петербург до 1829 года, но дерево – материал недолговечный, они быстро начали разрушаться в непростом климате города. Поэтому приняли решение ворота перестроить и приступили к работам в 1827 году, а торжественно открыли вторые Нарвские триумфальные ворота в 1834 году. С момента открытия ворот здесь расположилась караульная служба: Петербург был столицей Российской империи, поэтому въезд в город без разрешения был невозможен.

Что скрывают Нарвские ворота Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

«Стоит обратить внимание на надписи, украшающие верхнюю часть памятника, которые составлены из золотых литер. Случайных надписей здесь нет. Все они о чем-то рассказывают. Одна из них гласит: «Повелением Александра I». В 1834 году, когда торжественно были открыты ворота, был другой император – Николай I, но, поскольку указ о возведении постоянного памятника дал Александр I в 1824 году, его имя увековечили на самих воротах», – говорит Олеся Крылова.

ПОДЗЕМНЫЙ ПРОХОД

Экскурсовод приглашает подняться по ступенькам прямиком вовнутрь Нарвских триумфальных ворот. Попасть в выставочное пространство музея, а если совсем официально, в отдел Государственного музея городской скульптуры можно через одну из боковых дверей под аркой. На входе нас встречает охранник, а еще винтовая лестница, которая насчитывает в общей сложности 97 ступеней.

«В подвалах сохранились исторические своды, именно так, как их запроектировал Василий Стасов. Подвал, который соединяет правый и левый пилоны, появился уже после Великой Отечественной войны, то есть на момент постройки памятника его не было. Видимо, тогда считали, что верхнего перехода между пилонами достаточно. Кроме того, переходить можно и через улицу. Подвал появился при планировании музея, чтобы здесь провести инженерные коммуникации, так как до открытия музея, в 1987 году, коммуникаций здесь не было вообще», – рассказывает Олеся Крылова.

На лестничной площадке нас встречают участники войны 1812 года – представитель конницы легкой кавалерии – улан, а также кирасир из тяжелой кавалерии, сделанные из картона.

«На втором этаже есть кабинет, где у нас проходят тематические занятия с детьми: например, одно из них посвящено как раз генеральному сражению Отечественной войны 1812 года – Бородино, называется оно «Недаром помнит вся Россия». На нем мы, конечно, рассказываем более подробно об этом важном сражении, а также проводим здесь различные мастер-классы. Обычно записываем не больше восьми человек, а если хочет прийти семья – не больше пяти человек. Есть занятие, где мы используем сказку «Конь-мотылек» – сказка об одном из коней Нарвских триумфальных ворот. Она озвучена. На стене у нас как раз размещено большое изображение шестерки коней архитектора Петра Клодта с Нарвских триумфальных ворот, и в конце занятия всегда у детей спрашиваем, кто из коней, по их мнению, тот самый конь-мотылек», – говорит экскурсовод.

На третьем этаже расположено выставочное пространство с временными экспозициями. Сейчас, например, можно посмотреть выставку «Слово острослова на защите Отечества», посвященную 250-летию со дня рождения Ивана Крылова.

«Когда люди попадают в выставочный зал, расположенный на третьем этаже, теряют ориентацию в пространстве, так как окна расположены высоко и из них ничего не видно. Всем кажется, что если бы они что-то смогли увидеть в окна, то это должен быть вид на проспект Стачек. Но мы рассказываем, почему это не совсем так», – говорит Олеся Крылова.

К слову, как правило, желающие посетить музей-памятник «Нарвские триумфальные ворота», после рассказа экскурсовода на самой площади у ворот, попадают затем только в выставочное пространство на третий этаж, в то время как у участников проекта «Открытый город» есть уникальная возможность пройти весь путь, увидеть подвал, кабинет второго этажа и выставочное пространство на третьем этаже.

В ОЖИДАНИИ РЕСТАВРАЦИИ

В начале 2000-х годов Нарвские триумфальные ворота пережили серьезную реставрацию. Тогда же поменялась концепция музея: появился выставочный зал на третьем этаже, на втором сделали отдельное помещение для занятий, как раз оградив винтовую лестницу от остального пространства. Сейчас музей вновь нуждается в обновлении: фасады памятника постепенно выцветают, а местами намокают, что в целом не очень хорошо на них сказывается.

«На третьем этаже, у окна, мы хотели бы создать некий второй уровень – антресоли, где можно было бы сделать постоянную экспозицию, посвященную истории памятника, Отечественной войне 1812 года, а нижний объем дальше использовать как выставочное пространство. Нам кажется, что это хорошая история: смена выставок. Слава богу, мероприятий, событий и круглых дат хватает», – рассказывает начальник отдела «Нарвские триумфальные ворота» Государственного музея городской скульптуры Наталия Яблонская.

К слову, в мае 2015 года в Петербурге установили арку, которая также посвящена не менее важной странице в истории города и страны. Речь об Арке Победы на пересечении Кингисеппского шоссе, проспекта Ленина, Гатчинского шоссе и улицы Восстановления. Здесь во время войны шли ожесточенные бои за Ленинград, по этой дороге возвращались домой бойцы Ленинградского гвардейского корпуса, сформированного из частей народного ополчения. Отметим, что инициаторами проекта арки стал почетный гражданин Санкт-Петербурга, известный петербургский писатель Даниил Гранин. Отметим, что за годы своего существования, арка пришла в негодность, на монументе обнаружили проблемы с гидроизоляцией. Ее планируется отремонтировать к 9 мая 2021 года.

Закрыть