Талисман «Послания к человеку»: не стало режиссера Людмилы Станукинас
На днях скончалась режиссер-документалист Людмила Станукинас. Сейчас в организационном комитете кинофестиваля «Послание к человеку», который планируется провести в ноябре 2020 года, решают, как почтить память коллеги.
Людмила Станукинас была неофициальным талисманом фестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку». Десятилетия подряд фестиваль начинался вопросом: «А Ляля приедет?», а ответом была энергичная женская фигура, непременно в белых брюках, белой накидке или жакете, с длинными, полностью седыми волосами, уложенными в аккуратную кичку.
Казалось, так будет всегда. И когда пришло известие о том, что 8 июля в Иерусалиме скончалась Людмила Станукинас, хотя ей и было без малого 90 лет, кинематографическая среда Петербурга вновь отреагировала единодушно.
«В это невозможно поверить!» – понеслось по соцсетям и мессенджерам.
Четкое чувство кадра
Людмила Станукинас пришла на Ленинградскую студию документальных фильмов (ныне «Лендок») в 1958 году, поработав к тому времени на «Ленфильме». Известно, что она, имея прекрасные актерские данные, поступала в театральный вуз, но окончила Ленинградский институт иностранных языков и некоторое время преподавала в школе английский язык.
Ее почерком в кинодокументалистике стали фильмы-портреты. Ее герои – Марк Бернес, Алиса Фрейндлих, Андрей Петров, Илья Эренбург, Юрий Темирканов.
«Людмила Игоревна дружила со всеми своими героями, с их детьми и внуками, причем десятки лет», – рассказывает «ПД» кинооператор, заведующий кафедрой операторского искусства факультета экранных искусств Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Николай Волков.
Профессиональной чертой Людмилы Станукинас, по наблюдению Николая Волкова, было «очень четкое чувство кадра» и необыкновенное умение договариваться, выходить из самых сложных ситуаций – а они нередко возникали на съемках. Многие коллеги отмечали ее максимализм, выражавшийся в формуле «если делать, то очень хорошо», а также талант объяснять.
«Когда она рассказывала, это было очень ясно. Она умела говорить просто, ясно и занимательно. Умела держать аудиторию», – замечает в беседе с «Петербургским дневником» кинорежиссер Николай Макаров, заведующий кафедрой кино- и фотоискусства Санкт-Петербургского государственного института культуры, автор фильма о Людмиле Станукинас «Ляля. Штрихи к портрету», который снимался 7 лет.
Последний монолог
В один из последних ее приездов в Петербург показ этого фильма на «Лендоке» предварили встречей с героиней картины.
«Она начала рассказывать. Никто не хотел ее прерывать, задавали вопросы. И так рассказывала почти два часа, и даже картину не включили. Я потом взял адреса у зрителей и разослал ссылку на фильм», – делится воспоминаниями Николай Макаров.
«Это был последний ее большой монолог. Она рассказывала историю своей семьи, про фильмы, про Пал Семеныча (Когана). Это было необыкновенно. Она сама была кино», – говорит архивариус фестиваля «Послание к человеку» Сергей Гельвер о той встрече в Белом зале «Лендока», которую он помогал организовывать.
А Николай Макаров добавляет: «В тот вечер, как и всегда, она очень много говорила о Павле. Их как бы было двое: когда Ляля появлялась, все чувствовали, что и Павел с нами».
Не придавали значения
На студии документальных фильмов сложился их творческий, а затем и семейный с 1970 года тандем с классиком документального кино Павлом Коганом (1931-1998).
Они не придавали значения, кто из них в титрах значился сценаристом, кто режиссером, – работа над картинами всегда была совместной.
«Было необыкновенным удовольствием и профессиональным уроком просто сидеть и слушать разговоры, шутки этой парочки, сидящей в монтажной. Оттуда было не уйти! Я во ВГИКе никогда ничего подобного не видел. Соединяя кадры, они находили такие стыки, которые рождали нечто третье», – рассказывает Николай Волков о работе над фильмом «Свои совсем особые стихи» про детей-поэтов.
С начала 1970-х годов пара стала невыездной из-за случая на фестивале в Кракове.
Ни для кого не секрет, что кинематографистов на фестивали, даже в социалистические страны, сопровождали сотрудники госбезопасности. У них была задача пресекать провокации в отношении советских граждан, а также им сдавали конверты с денежными призами. Режиссерам оставались памятные статуэтки.
В Кракове Людмила Станукинас (этот эпизод приводится по рассказу Николая Волкова), получив «Серебряного дракона» и конверт, вместо того чтобы, как и другие лауреаты, уйти за кулисы и сдать конверт, вышла через зал, сразу отправилась в магазин и купила приглянувшуюся накануне шубу. В ответ на последовавшие протесты она удивилась: «Ой, а я не знала».
«Шубу разрешили оставить, но больше за границу ее не выпускали. Как-то отголоском это прошлось и по Павлу Когану», – говорит Николай Волков.
От фильмов до выставки
В середине 1990-х Людмила Станукинас вместе с мужем уехала в Израиль. Но она ежегодно возвращалась в Петербург на фестиваль «Послание к человеку», а когда Павел Коган умер, учредила на фестивале приз его имени «За лучший российский короткометражный фильм» в память о том, что самая известная картина Когана «Взгляните на лицо» - о посетителях Эрмитажа, вглядывающихся в Мадонну Литту Леонардо да Винчи, была короткометражкой.
На предстоящий 3-8 ноября кинофестиваль «Послание к человеку» Людмила Станукинас впервые не приедет, но ее друзья и коллеги думают о том, что лучше включить в программу фестиваля – ретроспективу ее фильмов, фильмы о ней самой, фотовыставку.
Режиссера похоронят на Комаровском мемориальном кладбище под Петербургом, где с 1998 года покоится Павел Коган.