Петербургский музей готов принять картины Рериха, которые Сербия предоставит России
Петербургский лист Мирославова Евангелия хранится в отделе рукописей Российской национальной библиотеки (РНБ). Он представляет собой один лист Евангелия, известного своими неповторимыми инициалами. Оно было создано в конце XII века для сербского князя Мирослава.
Хранится и исследуется
В XIX веке это Евангелие находилось в Хиландарском монастыре на Афоне, где этот кодекс был открыт епископом Порфирием (Успенским). Он составил описание рукописи и получил один ее лист для своей коллекции.
В 1883 году Петербургский лист в составе коллекции епископа Порфирия был приобретен Императорской публичной библиотекой (ныне РНБ). И с тех пор Мирославово Евангелие – памятник письменного наследия славянского мира – физически существует в виде двух частей, хранящихся в разных точках Европы. Один лист – в РНБ, основная же часть кодекса – в Национальном музее в Белграде.
«Этот лист, имеющий вековую историю, у нас не просто хранится, но и исследуется», – рассказал «Петербургскому дневнику» заместитель генерального директора Российской национальной библиотеки Валентин Сидорин.
Он считает, что передача этого раритета – вполне закономерный процесс, в котором не место эмоциям. Потому что в РНБ, так же как и во многих других учреждениях культуры, нередко поступали и продолжают поступать документы, которые когда-то где-то хранились.
«В четверг мы откроем выставку и представим этот раритет, историческая ценность которого с годами становится все выше», – сообщил он.
Документ будет показан всего один раз, после чего снова вернется в хранилище. А на его место в экспозицию выставят точную копию с оригинала.
«Готовы разместить»
В Музее-институте семьи Рерихов в Санкт-Петербурге не скрывают своей радости по поводу появления у них картин художника, имя которого они носят с 2001 года.
«С этой коллекцией, переданной в бывшую Югославию в 1932 году, мы работаем давно. Часть коллекции попала в Белград, часть в Загреб», – рассказал директор Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге Алексей Бондаренко.
По его словам, с музеем в Загребе сложилось хорошее сотрудничество, и сторонам удается договариваться о демонстрации этой коллекции. А та часть, что хранилась в Белграде, теперь поступит в петербургский музей.
По предварительной информации, Министерство культуры планировало, что пять картин пополнят коллекции Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, две – поступят в Музей-усадьбу Н.К. Рериха в поселке Извара Ленинградской области.
«Мы готовы сразу разместить эти картины в постоянную экспозицию. У нас прекрасные условия, и здесь они будут более доступны для посетителей», – отметил директор музея.
Он подчеркнул: «Для нас, как для музея, который основан на мемориальном наследии, сохраненном ближайшими родственниками Рерихов в Санкт-Петербурге, формирование художественной коллекции является ключевым вопросом. И мы очень надеемся на передачу картин из белградской коллекции».
По словам Алексея Бондаренко, художественную ценность этих полотен трудно переоценить. Дело в том, что они были написаны Рерихом до 1930-х годов прошлого века. И выполнены по мотивам и идеям, которые сложились у него уже после революции и вынужденного отъезда семьи из России.
«На этих картинах мы можем увидеть валаамские мотивы, мотивы русского Севера и русской духовности. «Сергий Радонежский» или «Святой остров» – замечательные произведения, которые здесь для нас очень важны», – объяснил директор.
Интерес представляет и картина «Бургустан. Кавказ», написанная в 1913 году после посещения Рерихом Кисловодска (у него было тяжелое легочное заболевание, и он вынужден был уехать лечиться).
«Это было его погружение в горную тему. Очень важные вступительные подходы к тому Рериху, который потом стал певцом Гималаев», – подчеркнул Алексей Бондаренко.
«Эта коллекция лаконичными мазками показывает очень разного Рериха. Того художника, о котором Михаил Пиотровский сказал, что Рерих является одним из международных символов Петербурга», – подытожил Алексей Бондаренко.