«Не хотим, чтобы зрители ушли в онлайн»: чего ждут театры и музеи после пандемии
Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев признается: «Наверное, я должен излучать оптимизм и говорить, что мир обязательно изменится к лучшему. Но я в этом не уверен. Я вообще не уверен, что мир меняется к лучшему на протяжении всей своей истории».
Надо уменьшать дельту
При этом Владимир Гусев считает, что роль музеев в обществе останется прежней.
«Они как были, так и будут существовать, – говорит директор Русского музея. – Во всяком случае до того времени, пока не появится (если, конечно, он появится) искусственный интеллект и не скажет, что не нужны ни музеи, ни искусство, созданное нашим примитивным индивидуальным интеллектом. И в режиме онлайн все можно показать и рассказать. Но до тех пор, пока это не случилось, музеи будут существовать».
Тема для отдельного разговора – финансирование музеев. Нынешняя эпидемия подчеркнула ее актуальность.
«Мы считаем, что государство должно повысить планку затрат на содержание музеев. Потому что и сам Русский музей, и те здания, которые мы получили за последние 25 лет, требуют и ремонта, и завершения реставрации. И надо уменьшать дельту между внебюджетными и бюджетными средствами, которые со временем, когда у государства настанут лучшие времена, должны стать больше. Хотя, подчеркиваю, это не снимает с нас необходимости зарабатывать сверху, чтобы направлять эти средства на развитие музея», – замечает Владимир Гусев.
И добавляет: главное, чтобы все это понимали в Министерстве культуры Российской Федерации.
«И чтобы там и в наших финансовых организациях изменилось отношение к музею как к источнику доходов. Я имею в виду экономические показатели, которые заставляли нас гнаться, гнаться и гнаться за увеличением количества посетителей. В результате ломались двери, в залах было тесно и шумно, и потом приходили жалобы, – отмечает Владимир Гусев. – Мы понимаем, что музей должен зарабатывать внебюджетные средства. И сейчас порядка 80 процентов того, что мы зарабатываем, уходит на то, чтобы обеспечивать эти экономические показатели, которые не всегда связаны с основной деятельностью музея».
Две стороны одной медали
Директор театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак в свою очередь подчеркивает, что пандемию COVID-19 можно назвать и «некоей философской паузой».
«Сейчас все немножко притормозили в своем беге и задумались. И, может быть, это именно тот момент, когда можно и нужно пересмотреть свое целеполагание, свои отношения с людьми. Вспомнить о том, что наивысшая ценность почти для каждого человека – это семья. Понять, какую ценность представляет для каждого из нас здоровье, – говорит она. – Конечно, ценность имеет все. И общение, и выход на улицу, и поход в театр или кино. Мы осознали, что, оказывается, существует много вещей, которые имели для нас большую ценность, а мы в суете не придавали этому значения. Еще мне кажется, что люди сейчас стали ближе друг другу».
Впрочем, есть и обратная сторона медали. «С другой стороны, я вижу возможные негативные последствия этого периода. Сейчас люди довольно легко перешли в онлайн, когда любой спектакль или фильм можно посмотреть в Интернете. И вообще, оказалось, что развлечения можно получить, не выходя из дома, сидя на диване», – делится мнением директор театра «Мюзик-Холл».
Юлия Стрижак признается: ей будет жаль, если часть театральной публики как-то пересмотрит свои приоритеты.
«Нам не хотелось бы, чтобы зрители ушли в виртуальное пространство, – говорит она. – Мы хотели бы, чтобы их жизнь была полной и насыщенной личными, яркими впечатлениями. Чтобы люди вернулись к привычному образу жизни, к тем обязанностям и, конечно, удовольствиям, которые у них есть. Живого общения ничто не заменит».
«Мы нужны людям»
А вот художественный руководитель театра «У Никитских ворот» народный артист России Марк Розовский призывает «не ориентироваться на какие-то иллюзии или пустоватые надежды».
«Мы должны в первую очередь ориентироваться на фундаментальные ценности. Они уже давно выработаны в прошлом нашей великой культурой. И что бы ни было впереди, все равно именно они должны оставаться нашим главным ориентиром, – уверен Марк Розовский. – Что касается театра, то главное, чтобы мы все вернулись для работы в нем здоровыми. Потому что мы нужны людям, нужны зрителям. А люди, конечно, нужны нам».
Ежесекундные изменения
«Я, честно говоря, так часто слышал эту фразу о том, что мир изменится, мы изменимся, что она уже стала немножечко расхожей, – говорит народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей России Сергей Паршин. – Я про себя лично скажу. Вот закончится эта пандемия коронавируса. А что изменится во мне? Ну ладно, буду Бога благодарить, что выжил, что не заболел. Во всяком случае пока, ведь пандемия, судя по всему, закончится еще нескоро».
А вот что касается всего мира, то было бы очень неплохо, если бы он изменился в сфере здравоохранения, а также в нашем отношении к ней, добавляет Сергей Паршин.
«Да, мы можем гордиться нашими врачами, хирургами, какими то отдельными открытиями. Но это, образно говоря, как розы – одна, вторая, третья, которые произрастают на каком то замусоренном пустыре. А в целом настоящего сада не получается. То же и с нашей медициной, состояние которой необходимо улучшать», – рассуждает председатель Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей России.
Сделает ли мир выводы после эпидемии коронавирусной инфекции, Сергей Паршин предполагать не берется.
«Но он, конечно, изменится. Потому что он и сейчас меняется ежесекундно», – отмечает народный артист России.
Ракеты не спасут
Художественный руководитель проектов Театра юных зрителей имени А. А. Брянцева заслуженный деятель искусств Российской Федерации Адольф Шапиро подчеркивает, что сейчас у человечества есть возможность «осмотреться и понять, что будущее, может быть, хоть в какой то мере зависит и от нас».
«После этого бедствия люди должны задуматься над этими вопросами, – считает он. – Хватит правительствам всех стран мериться силой. То, что мы можем уничтожить друг друга, – уже ясно. Но вот, нате, появилась сила, которая может уничтожить всех. Никакие сверхмощные ракеты не спасут нас от подобных угроз. Надо оценить новую реальность и сделать выводы».
Адольф Шапиро полагает, что необходимо в разы увеличить финансирование науки, медицины и образования.
«Понимаю, мои слова отдают прекраснодушием. А какая альтернатива? Ее нет, нет и нет. Если люди не осознают серьезность угроз, значит, мы настолько глупы, что заслуживаем самого плохого исхода событий», – говорит художественный руководитель проектов ТЮЗа.
При всем этом заслуженный деятель искусств РФ остается, как он сам себя называет, тихим оптимистом. «Чего и всем желаю, – резюмирует он. – Когда тщательно моете руки, не забывайте о своей душе. До скорой встречи в театре!»
На заметку
На этой неделе Мариинский театр возобновил фестиваль «Звезды белых ночей». Сегодня ожидается выступление Дениса Мацуева. В театре действуют особые меры безопасности, разработанные совместно с Роспотребнадзором. В частности, количество мест ограничено до тысячи, а в зале организована шахматная рассадка. Также является обязательным использование средств индивидуальной защиты.