Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

На Охте нашли забытое кладбище

Попытка обеспечить квартал на Малой Охте современными светодиодными фонарями вылилась в неожиданные археологические раскопки. Специалисты обнаружили Охтинское православное кладбище, уничтоженное в середине прошлого века. Оно оказалось больше, чем предполагали

НИ ШАГУ БЕЗ ИЗЫСКАНИЙ

Ученые знали о существовании этого кладбища. Но теперь придется пересмотреть его границы.

«В нашем дворе по Перевозному переулку несколько дней работали археологи, – рассказала корреспонденту «Петербургского дневника» одна из местных жительниц. – По плану наш дворик должны электрифицировать фонарями к августу. Но вмешались другие организации, поскольку в этом месте были найдены кованая ограда старинного кладбища и множество захоронений. Теперь надо будет согласовывать новое местоположение фонарей».

Раскопки вел Институт истории материальной культуры РАН.

Исполняющий обязанности руководителя раскопок младший научный сотрудник Максим Глухов пояснил «ПД», что Петербург поделен на зоны обязательных археологических раскопок, поэтому в исторических кварталах, к коим относится и Малая Охта, все земляные работы согласовываются с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Процедура такая. Комитет сообщает заказчику – в данном случае это «Ленсвет» – о наличии в квартале объектов культурного наследия и известных на данный момент археологических находках. Проводятся изыскания, и назначается историко-культурологическая экспертиза.

ИСЧЕЗЛО В СЕРЕДИНЕ ВЕКА 

О том, что большая часть квартала когда-то была кладбищем, в районе знают. Погост находился в квадрате, ограниченном Малоохтинским проспектом, Республиканской улицей, Новочеркасским проспектом и Перевозным переулком. Кладбище начали уничтожать в 1938 году, но окончательно разровняли в 1960-е.

Сейчас там жилой комплекс и офисный небоскреб. Обычно под такими домами размещается подземная автостоянка, но здесь паркинг сделали на уровне первого этажа – видимо, чтобы не тревожить захоронения. 

Прах художника Алексея Боголюбова и писателя Николая Помяловского перезахоронили. У Егора Розена, автора либретто к опере Глинки «Жизнь за царя», перенесли только памятник.

НОВЫЕ ДАННЫЕ 

В войну немецкие летные наблюдатели сделали аэрофотосъемку квартала. Интересовали их, конечно, не могилы, а многочисленные охтинские заводы. Спустя 60 лет карты попали в Интернет. И вот когда немецкую съемку наложили на старинные и современные карты района, стало очевидно, что границы кладбища были другими и вдавались внутрь нынешнего жилого квартала.

«Много могил выявилось под газонами рядом с проезжей частью и во дворе, под большим цветником, – рассказал Максим Глухов. – Мы копали рядом. Но раскурочивать асфальт, конечно, не будем. Захоронения идут довольно плотно, потому что кладбище и в XIX веке считалось перегруженным. В одном шурфе два на два метра обнаружилось пять гробов. А всего мы нашли 11 захоронений. Вскрывать их не стали. В таких случаях положено все закапывать обратно. Установить имена все равно невозможно».

При этом археологи заверили: без фонарей местные жители не останутся.

Завершив работу с кладбищем, археологи взялись за поиск грунтовой Мариинской дороги, о которой известно только ее приблизительное направление – от несуществовавшего тогда моста Александра Невского к 145-й школе. Найти эту дорогу будет сложно. Впрочем, археологи уже обнаружили следы от экскаваторного ковша. Не исключено, что он закапывал дорогу.

НА ЗАМЕТКУ

8 га – примерно такую площадь занимало бывшее Малоохтинское православное кладбище на карте Петербурга до революции.

Фото: «Петербургский дневник»
Закрыть