Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

На Невском проспекте вновь активизировались чайные промоутеры

В прошлом году встреча с ними закончилась для одного из петербуржцев травмой. Теперь маркетинг стал менее агрессивным
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Диалог с промоутером начинается с фразы: «Вы любите чай?» Потом следует: «Пойдемте со мной на презентацию! Мне за вас дадут денег, а вы ничего не потеряете. Дегустация-то бесплатная».

Работают в центре 

Поддавшимся на уговоры горожанам наливают две чашки чая. Одна, судя по описанию, заменяет по крепости две кружки кофе, но на вкус ничем не отличается от воды. Вторая порция приятно отдает вишней. Это уже не китайский чай, а японский. По крайней мере, так было в случае с корреспондентом «ПД», посетившим дегустацию.

Пить чай пришлось за вертикальным столиком в окружении других попавшихся, среди которых были туристы, местные жители и студент-иностранец. Он единственный был в маске: на остальных, включая сотрудников, никаких средств индивидуальной защиты не наблюдалось.

Весь антураж в «чайной» сводился к висевшему на стене вееру с иероглифами. Сейчас чайная находится на Большой Конюшенной. Год назад чайные дельцы обитали на Лиговском проспекте, но на «охоту» все равно выходили на Невский. Зимой их можно было встретить на углу с Литейным, осенью – также на Невском, но возле Михайловской улицы.

Хотя бы 100 рублей 

После дегустации сотрудница ловко упаковала две жестянки с чаем в пакет, добавила к нему какой-то сертификат и протянула клиенту.

«Сегодня мы празднуем пятилетний юбилей, поэтому скидка – 50 процентов. С вас 5000 рублей», – подмигнула она.

Поторговавшись, можно сбить цену до двух тысяч. Если торговаться дальше, то можно отделаться покупкой пробников за 300 рублей. Можно отбиться и от пробников, но промоутер будет просить дать ему хотя бы сто рублей.

И многие платят. Смущаются. К тому же туристам, которым сейчас не на что тратить деньги, хочется хоть какого-то шопинга.

При этом откровенного хамства и тем более агрессии корреспондент «Петербургского дневника» в чайной не заметил. Самой большой грубостью стала фраза: «Не хотите покупать – уходите».

Не обвиняйте себя

Как пояснила «ПД» доктор психологических наук Ольга Дейнека, агрессивный маркетинг всегда использует фактор отдачи. Клиент чувствует себя неудобно, если на него потратили время, и хочет эти затраты чем-то возместить.

«Проще всего мило улыбаться и говорить, что вам сейчас некогда или что вы придете в магазин попозже. Это называется: взять временной лаг», – пояснила Ольга Дейнека, добавив, что не стоит формировать у себя комплекс вины.

Временной лаг помог и на этот раз: от покупки удалось отказаться, пообещав прийти в следующий раз, когда в магазин завезут белые и синие чаи.

«В приличном магазине работают квалифицированные консультанты, там не жалеют денег на аренду хороших помещений, на продажу сопутствующих товаров. А этот магазин решил все деньги вкладывать в промоутеров. Я видела их объявления: обещают зарплату 3000 рублей в день, но я-то знаю, что промоутерам столько не платят», – отметила рекрутер Анна Смирнова.

Президент НП «Гильдия маркетологов» Игорь Березин заявил «Петербургскому дневнику», что уличный промоушн во все времена считался разрешенным видом деятельности и единственно оптимальным способом рекламы для небольших магазинов.

«Если это не большая сеть, а отдельно стоящий магазинчик, нет смысла давать рекламу в СМИ, он должен привлекать прохожих в радиусе 300-500 метров и выживет только так, – сказал Березин. – Разговоры, что кому-то не нравится их навязчивость, это дело вкуса. Он в рамках закона действует? Законы о рекламе, о розничной торговле соблюдает? Вот когда власти примут закон, что нельзя ходить по Невскому с рекламными плакатами, тогда их можно будет запретить».

На заметку 

В 2019  году один из чайных промоутеров разбил нос «несговорчивому клиенту». Полиция провела проверку, и работу прекратили два чайных магазина. Однако, как сообщили «ПД» в ГУ МВД по городу и области, уголовные дела на чайных промоутеров не заводились.

Закрыть