Игорь Захаркин: «Панарин – золотой парень. А Ковальчук все всегда хотел делать первым»
– Вы начинали свою тренерскую карьеру в 1970-80-х годах, когда советский хоккей находился в периоде своего расцвета. Правильно ли говорить, что в тот момент наша сборная могла с позиции силы играть против любого соперника?
– Смотрите какая ситуация: в 1970-80-е три звена сборной – это игроки ЦСКА. Одиннадцать месяцев в году они были на сборах, где полный медицинский, научно-методический контроль, идеальные условия для восстановления. Результат такой работы - наигранные игровые схемы, практически безупречные взаимодействия хоккеистов на льду. Наша школа была доминирующей в мире. Было передовое для того времени, профессиональное отношение к хоккею.
– Даже Канада не могла нам противостоять?
– Это другая профессиональная система. Соревнования между канадскими и советскими хоккеистами всегда оказывали влияние на развитие мирового хоккея. Канадцы всегда начинали матчи против сборной СССР очень активно, впрочем, как и сейчас против сборной России. Проводили огромное количество бросков, силовых приемов. Пытались навязать свою волю, завладеть инициативой. Но за счет отличной организации игры и великолепного мастерства нашим хоккеистам удавалось сперва выдержать эти атаки, а потом и доводить дело до победного конца во многих матчах. И всегда эти матчи были событием в хоккейном мире.
– Что для вас самое главное в определении дееспособности игрока?
- Его глаза. Скажу, что Илья Ковальчук был самым именитым игроком в чемпионском СКА. Но по отношению к тренировочному процессу, желанию все всегда выполнить первым – как на тренировке, так и в матче, равных ему не было. И в то же время многие более молодые хоккеисты выполняли эти упражнения с ленцой и всегда требовалась дополнительная работа тренера, чтобы их мобилизовать.
– Это какие-то природные качества, такая работоспособность, как у Ковальчука, или ее можно наработать за карьеру?
– Я тоже об этом думал. Конечно же, это не врожденное качество. Всегда очень важно – это уже наша с Вячеславом Быковым философия – умение разговаривать с игроком, убедить, мобилизовать его. Объяснять, что он должен делать, чтобы продлить свою спортивную карьеру и играть без травм. Как добивался результата именно в конкретном матче или чемпионате. Очень многое нужно рассказывать. Но есть игроки, которые правильно мотивированы, у которых четко выстроены цели. Плюс они дополнительно много работают. Особенно это свойственно большим хоккеистам.
– В 1982-м вы начали работу в СКА, возглавив комплексную научную группу. Оказались востребованы ваши знания в клубе?
– Очень востребованы. У меня была лаборатория в Военном институте физкультуры, где работали хороший физиолог, биохимик, психолог, которые помогали оценивать эффективность тренировочного процесса. Тренер Борис Михайлов был человеком очень обучающимся и интересующимся. Мы практически все наши разработки внедряли в тренировочный процесс. Мы постоянно разговаривали об игре, о психологии, ребятах, которые находятся в команде. Разбирали матчи. Борис Петрович прогрессировал очень быстро и занял место одного из лучших тренеров страны.
– Как вспоминаете тот период работы в СКА? «Старший брат», ЦСКА, был недосягаем?
– Практически. Хотя можно вспомнить матч 1983 года! ЦСКА тогда шел весь чемпионат без поражений и приехал в Ленинград. Встреча проходила в СКК и нам тогда удалось победить – 3:1! Тогда мы играли первый раз такой тактикой, что все пять наших игроков выстраивались перед воротами, все ловили шайбу и быстрые контратаки! Это был потрясающий матч!
– И, все-таки это были единичные случаи.
- Конечно! Вы просто по именам переберите состав ЦСКА 1980-х. Фактически все четыре звена – это сборная. Просто по политическим моментам приглашалось несколько игроков из московского «Динамо». Например, тройка Светлов – Семенов – Яшин. Плюс несколько хоккеистов «Спартака» и «Крыльев».
– В нашем городе до сих пор есть две версии по поводу бронзы СКА-1987. Кто-то считает, что именно Михайлов заложил фундамент медали, кто-то – что это заслуга только Валерия Шилова, сменившего его на посту главного тренера. Вы на чьей стороне?
– Видите, Михайлов переехал в Москву, а я еще оставался в команде и работал с Валерием Шиловым. Да, я помню много дискуссий о том, чья заслуга в результате. И, думаю, что фундамент успеха был заложен при прежнем наставнике. Ведущие игроки – Лавров, Лапшин, Панин, Маслов, Сергей Жуков, Евдокимов и многие другие – прошли школу Михайлова. Очень суровую! Но, бесспорно, выиграла команда Шилова, который сумел использовать лучшие качества хоккеистов.
– Раскрепостил их?
– Тут несколько причин. Когда команда проводит в одном составе несколько лет, то автоматически становится сильной. Игроки уже знают схемы, требования. Они привыкли друг к другу, прошли многое, получили необходимый соревновательный опыт. Такие команды, как правило, выстреливают. И, конечно, хороший игровой и тренерский состав.
– Николай Дроздецкий присоединился к СКА по ходу сезона и внес свой вклад в завоевание медалей.
– Чтобы добиться результата, всегда должно быть точечное усиление. Игрок, который сложит все квадратики в одну четкую картинку.
– В 2014 году вы вместе с Быковым возглавили СКА, который считался одной из сильнейших команд КХЛ, но терпел неудачи. Важно было поменять психологию игроков, донести до них, что команда готова не только классно играть в чемпионате, но и выигрывать плей-офф?
– Весь чемпионат – это процесс подготовки к решающим матчам в плей-офф. Мы с самого начала определили с руководством команды, что для нас важнее. Или выиграть первенство, оно тогда даже особо называлось – чемпионат России. Или Кубок Гагарина. Нам однозначно сказали, что второе.
– Поставили конкретную задачу?
- Поэтому любая игра – это работа над ошибками, построение команды, выстраивание взаимоотношений в команде. Приведу такие примеры. Первое звено у нас была связка Ковальчук – Эрикссон, с ними чаще всего выходил Тихонов. Но у них не всегда получалось так удачно, как у тройки Мортенссон – Торесен – Червенка. А в команде это очень чувствуется: почему они первые, почему им дается больше игрового времени? И приходилось много разговаривать, объяснять нашу позицию, что мы ждем от каждого игрока, звена, как планируем вводить изменения. Объяснять, договариваться, добиваться, чтобы все игроки вносили в успех команды все возможное, а когда нужно, и невозможное. Это тоже наш принцип. В победе все равны, все для победы.
– А потом уже поделят славу между собой?
– Безусловно. Только так. Вот еще пример. В третьем звене выходили Дадонов – Шипачев – Панарин. Панарин часто переигрывал, и это очень злило Торесена. Это кажется, что неважно. Но когда это случается у взрослых, мастеровитых, заслуженных хоккеистов, то они начинают нервничать. Теряется фокус в игре. Любая оплошность, любая неточность – вызывает массу негативных эмоций. Вот такие и многие другие моменты, особенно тактические корректировались в каждом матче. Выстраивали, просили, разговаривали, разбирали. Потом мы выбрали лидеров в каждом звене, они стали проводниками наших идей в раздевалке.
– В Панарине вы сразу разглядели того игрока, который может со временем стать звездой НХЛ? Он ведь приехал в СКА почти мальчишкой.
– Мы к каждому игроку относились так, будто он – лучший в мире. Но Артемка – это просто золотой человек. Мы видели у него и мягкие руки, и нестандартную обводку, и быстрые решения, которые он умел принимать, и бросок. Еще важно, что он реально командный игрок, очень дружелюбен и в хорошем контакте с партнерами по команде и звену. Ведь, на самом деле, именно тройка с его участием сыграла важнейшую роль в плей-офф.
– Насколько вам сейчас не хватает хоккея? Хотели бы вернуться к практике?
– Сейчас много пишу. Методические статьи, научные статьи, книги. Читаю лекции. Поэтому отсутствие практики нивелируется. Помогаю своему близкому товарищу в Таллине – президенту клуба «Викинг» – выстроить свою хоккейную школу. Там мальчишки с горящими глазами и желанием горы свернуть. Получилось создать центр развития игроков и получить удовольствие от работы с талантливой молодежью и тренерами-единомышленниками.
– Вы еще надеетесь поработать в качестве действующего тренера?
– Посмотрим, как будут развиваться события. Есть второй очень серьезный проект в Польше – где еще один мой приятель тоже создает школу, возможно, даже академию. Планируется в том числе и появление команды, которая будет играть в польском элитном дивизионе.