Яндекс.Метрика
  • Мария Евневич

Мария Евневич: «Бизнес должен жить и развиваться»

Совладелец «Максидома», член «Клуба лидеров» в СПб и ЛО, экономист и доцент СПбГУ - о том, как бизнесу действовать в кризисной ситуации

Текущий кризис не похож на всё, что было до этого. Это не привычный уже (но от этого не менее неприятный) обвал курса. Не дефолт, который мы уже видели. Это что-то совершенно новое. Поэтому у бизнеса нет готовых решений, как действовать в этой ситуации, а главное, нет ни гарантий, ни уверенности, что все получится. Но что-то делать и принимать решения, порой судьбоносные, приходится всё равно.

Что может делать предприниматель в такой момент? Продолжать работать. Как говорят, в любой непонятной ситуации делать то, что ты умеешь и в чём ты профессионал. Бизнесмен – это профессионал в создании чего-то нового и в принятии решений. В такой обстановке, как сейчас, решения приходится принимать каждый день, и они обычно сложные и часто непопулярные. Причем принимать их приходится не только за себя, но и за тех людей, которым предприниматели дали работу, которые доверяют и надеются на своих работодателей, и жизнь которых во многом зависит от того, справится владелец бизнеса с ситуацией или нет.

Для предпринимателя создать бизнес – это как дать новую жизнь. Поэтому задача любого бизнесмена в кризисной ситуации – это сохранить жизнь своему предприятию. Бизнес должен жить и развиваться. Иногда для этого приходится чем-то жертвовать. Жертвовать прибылью, иногда закрывать какие-то проекты, иногда сокращать штат – то есть увольнять людей. Это неприятно, но нет такого бизнеса, в процессе существования которого не было ни одного кризисного момента. Вопрос, как сохранить главное, а потом при изменении ситуации восстановиться и снова встать на рельсы развития.

При антикризисном реагировании, к сожалению, чаще всего, без «пострадавших» не обойтись. Как бы ни хотелось помочь всем, приходится выбирать. Ресурс ограничен, и надо решить, ты сокращаешь часть людей сегодня или рискуешь стать банкротом завтра. Ты разрываешь контракт в контрагентом, понимая, что из-за этого могут пойти «на улицу» его сотрудники, или отправляешь «на улицу» своих. Выбор ходит за предпринимателем, как за дилером киллер, как пелось в КВНовской песенке. Бизнесмены принимают определённые решения не потому, что они плохие или хорошие. Просто у них такая работа.

В напавшую на нас эпоху пандемии, неопределённости и сплошных «чёрных лебедей» понятно только одно – будет меняться вся экономика, изменится потребительское поведение, и предпринимателям нужно поднять весь свой креатив, чтобы изменить рабочие процессы и бизнес-модели для соответствия новому облику мира. И как бы ни закончилась эта история с эпидемией, бизнес начнет рано или поздно подниматься обратно.

Безусловно, предприниматель тоже человек, и ему хочется, чтобы его поддерживали. Но на самом деле лучшая поддержка со стороны государства – это возможность делать свое дело. Это неосуждающее поведение. Это возможность продолжать работать без дополнительных проверок, ограничений, административных барьеров и прочих, бюррократических препон. И желательно - по понятным и стабильным правилам. Тогда бизнес выкарабкается. Кто, если не он.

Закрыть