
Мария Евневич: «Бизнес должен жить и развиваться»
Текущий кризис не похож на всё, что было до этого. Это не привычный уже (но от этого не менее неприятный) обвал курса. Не дефолт, который мы уже видели. Это что-то совершенно новое. Поэтому у бизнеса нет готовых решений, как действовать в этой ситуации, а главное, нет ни гарантий, ни уверенности, что все получится. Но что-то делать и принимать решения, порой судьбоносные, приходится всё равно.
Что может делать предприниматель в такой момент? Продолжать работать. Как говорят, в любой непонятной ситуации делать то, что ты умеешь и в чём ты профессионал. Бизнесмен – это профессионал в создании чего-то нового и в принятии решений. В такой обстановке, как сейчас, решения приходится принимать каждый день, и они обычно сложные и часто непопулярные. Причем принимать их приходится не только за себя, но и за тех людей, которым предприниматели дали работу, которые доверяют и надеются на своих работодателей, и жизнь которых во многом зависит от того, справится владелец бизнеса с ситуацией или нет.
Для предпринимателя создать бизнес – это как дать новую жизнь. Поэтому задача любого бизнесмена в кризисной ситуации – это сохранить жизнь своему предприятию. Бизнес должен жить и развиваться. Иногда для этого приходится чем-то жертвовать. Жертвовать прибылью, иногда закрывать какие-то проекты, иногда сокращать штат – то есть увольнять людей. Это неприятно, но нет такого бизнеса, в процессе существования которого не было ни одного кризисного момента. Вопрос, как сохранить главное, а потом при изменении ситуации восстановиться и снова встать на рельсы развития.
При антикризисном реагировании, к сожалению, чаще всего, без «пострадавших» не обойтись. Как бы ни хотелось помочь всем, приходится выбирать. Ресурс ограничен, и надо решить, ты сокращаешь часть людей сегодня или рискуешь стать банкротом завтра. Ты разрываешь контракт в контрагентом, понимая, что из-за этого могут пойти «на улицу» его сотрудники, или отправляешь «на улицу» своих. Выбор ходит за предпринимателем, как за дилером киллер, как пелось в КВНовской песенке. Бизнесмены принимают определённые решения не потому, что они плохие или хорошие. Просто у них такая работа.
В напавшую на нас эпоху пандемии, неопределённости и сплошных «чёрных лебедей» понятно только одно – будет меняться вся экономика, изменится потребительское поведение, и предпринимателям нужно поднять весь свой креатив, чтобы изменить рабочие процессы и бизнес-модели для соответствия новому облику мира. И как бы ни закончилась эта история с эпидемией, бизнес начнет рано или поздно подниматься обратно.
Безусловно, предприниматель тоже человек, и ему хочется, чтобы его поддерживали. Но на самом деле лучшая поддержка со стороны государства – это возможность делать свое дело. Это неосуждающее поведение. Это возможность продолжать работать без дополнительных проверок, ограничений, административных барьеров и прочих, бюррократических препон. И желательно - по понятным и стабильным правилам. Тогда бизнес выкарабкается. Кто, если не он.