Яндекс.Метрика
  • Александр Вершинин

Александр Вершинин: Одоевский. Поиски русского Фауста

Генеральный директор Российской национальной библиотеки – о жизни князя

Князь Владимир Федорович Одоевский (1804 - 1869) был утвержден в должности помощника директора Императорской публичной библиотеки в 1846 году. Этой деятельности он отдал более 15 лет, под началом двух директоров – Д. П. Бутурлина, а потом М. А. Корфа. «Трудолюбивый выше всякой меры» князь интересовался всем, что его окружало. Поэтому он не мог миновать главное хранилище знаний империи. Хотя начал Владимир свою профессиональную карьеру в Московском архиве коллегии иностранных дел в 1822 году, владея всеми языками, «живыми и мертвыми».

Служебную карьеру продолжил в 1826 году в Петербурге, в цензурном комитете при Министерстве внутренних дел. По инициативе Одоевского, в ходе пересмотра цензурного устава впервые были закреплены положения об авторском праве (1828 год). После этого он получил место в библиотеке комитета и проработал там до 1839 года, участвуя в деятельности самых разных комиссий: по усовершенствованию правил следственной и пожарной части, использованию мер, весов и даже водопровода. С 1840 года – чиновник Второго отделения Императорской Канцелярии, задачей которого была кодификация законодательства.

В свободное от службы время занимался благотворительной и литературной деятельностью, был увлечен музыкой (исполнял, сочинял, изучал и экспериментировал). Литературные труды Владимира Одоевского (от сказок до фантастических рассказов) основаны на занятиях философией и увлечении мистицизмом. Уже в молодости его называли Фаустом. Дом князя в столице стал местом встреч не только великосветской знати, но и литераторов, музыкантов, ученых, получив название «академии».

Одоевский глубоко изучал естественные науки. Не случайно в Императорской библиотеке особое внимание придавал комплектованию новейшими иностранными изданиями по математике, физике, химии, технике, медицине. При его непосредственном участии тогда в библиотеке возникло «Отделение технологий» и создан кабинет средневекового ученого («Кабинет Фауста») с собранием первопечатных книг.

В своем романе «4338-й год» (1837) он описал использование «магнетических телеграфов», посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают друг с другом, и «зеленых людей», спустившихся с неба на «аэростате». Можно спорить о том, было ли это предсказанием изобретения телефона, радиосвязи, интернета и рассказов о пришельцах.

Но совершенно точно, что осуществилась другая знаковая идея Одоевского. Известна его записка 1850 году о необходимости создания публичной библиотеки в Москве. В 1861 году в город его детства и молодости перевезли коллекции Румянцевского музея. Впоследствии фонды музея составили основу образованной в 1924 году Российской публичной библиотеки имени В. И. Ульянова (бывшей «Ленинки», а ныне – Российской государственной библиотеки).

Сам Одоевский в 1862 году оставил службу в Императорской публичной библиотеке и принял почетную должность сенатора. Владимир Федорович Одоевский был последним представителем старинного княжеского рода. Его последовательно жаловали званиями: камер-юнкера, камергера, гофмейстера. Как и эти звания, сенаторство не стало для Одоевского синекурой. Обер-прокурор К. П. Победоносцев писал, что «он работал усердно и был одним из внимательных и деятельных сенаторов».