Ольга Таратынова: «Выход из карантина потребует от каждого усилий над собой»
- Пандемия корона вируса тяжело сказалась на культуре. Как дались самоизоляция сотрудникам и карантин ГМЗ «Царское Село»? Насколько велик урон, нанесенный COVID-19?
- Психологически изменение режима работы музея, его фактическое закрытие – это тяжелое испытание. Если подумать, то ситуация уникальная, ведь со времен Великой Отечественной войны и послевоенного времени это самое продолжительное время, когда ни во дворце, ни в парках не было посетителей. Уже сейчас, после трехмесячного карантина, можно сказать о сформированном рефлексе общения в онлайн. Внезапно все, даже ярые противники виртуальности, оказались на передовой режима онлайн, когда решение рабочих вопросов, общение, любые социальные контакты стали возможны в Сети. Поэтому я предполагаю, что выход из карантина потребует от каждого некоего усилия над собой.
- Удастся ли хоть немного уменьшить сумму выпадающих доходов?
- Как вы знаете, прошлые годы мы в жили в режиме сверхвостребованности. В 2019-м зафиксировали почти 4,5 миллиона посещений. К сожалению, на прежнюю посещаемость в этом году рассчитывать не приходится. Опыт уже открывшихся музеев говорит о том, что люди теперь опасаются посещать общественные пространства. Скорее всего, доходы даже после открытия музеев и парков составят 10-15% от прошлогодних. Для обеспечения обязательных выплат зарплат сотрудникам можно рассчитывать в основном на бюджетные средства.
- Можно ли сказать, что, несмотря на все тяготы и несчастья, принесенные коронавирусом, этот период все же чему-то научил? Если да, то какие его уроки, какой опыт будет полезен в будущем?
- Основной урок – перенос многих коммуникаций в онлайн-пространство. Мы многому научились, и в дальнейшем эти навыки, несомненно, облегчат нашу жизнь.
- Кто-то считает, что подлинник – бесспорная ценность, а виртуальность в какой-то степени суррогат. Так ли это? Или онлайн-знакомство с экспонатами, наоборот, подталкивает к посещению музея?
- Я считаю, что просмотр онлайн-экскурсий только провоцирует желание посетить музей. Не может же знакомство с репродукцией картины в журнале заменить поход в музей! На интуитивном уровне мы все осознаем необходимость энергетического обмена с подлинными артефактами – то, что дает только музейное пространство. За период самоизоляции мы показали в наших социальных сетях 12 трансляций. Виртуальные экскурсии по Екатерининскому дворцу и парку, павильонам «Арсенал» и «Дежурные конюшни», церкви Воскресения Христова посмотрели 2,5 миллиона зрителей. При этом география очень широка: нас смотрят не только в России – от Калининграда до Владивостока, но и в Германии, Франции, Болгарии, Италии, Испании, Ливане, Австралии, Соединенных Штатах Америки, Канаде и других странах мира. В одной из социальных сетей прирост пользователей составил более двух тысяч процентов. Значит ли это, что все эти люди, посмотрев видеоэкскурсию, вычеркнут Царское Село из списка мест для посещения? Уверена, что нет. Наверное, они даже утвердятся в своем желании посетить наш музей и приедут более подготовленные.
Мы уверены в том, что все вернется на круги своя, и ждем встречи с нашими посетителями не менее нетерпеливо, чем они ожидают визита в наши дворцы и парки, — Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
- Все с нетерпением ждут, когда же наконец можно будет прогуляться по парку или посетить музей. Когда они будут открыты? И как будет организована их работа в нынешних условиях?
- Музеи и парки откроются сразу после улучшения эпидемиологической обстановки. Первыми примут посетителей Екатерининский и Александровский парки. Они откроются уже сегодня. Продажа билетов будет организована онлайн, но часть их будет по-прежнему продаваться в кассе. Нашему музею понадобится два-три дня для организации работы парков, неделя – для организации посещения основных экспозиций. Будут продолжены реставрационные работы и создание запланированных выставок. К счастью, мы оказались более подготовлены к новым вызовам, поскольку еще в 2019-м после летнего нашествия посетителей, обрушившихся на музей, заказали разработку новой билетной системы, обеспечившей полный переход на электронное бронирование с учетом в том числе и многочисленных льгот. Так что сейчас нам остается только позаботиться о разметке с целью соблюдения социальной дистанции и выполнении санитарных нормативов – как сотрудниками музея, так и посетителями.
- Как вы считаете, изменится ли роль музеев после пандемии? И останется ли прежним мир?
- Роль музеев останется по-прежнему чрезвычайно важной в жизни общества. Могу добавить, что еще долгое время люди, находившиеся в изоляции, будут испытывать дискомфорт в общественных пространствах. Самым большим испытанием во время карантина стал дефицит общения, невозможность увидеться с друзьями, родными. И еще – забота о родных, родителях для многих обрела глубинный смысл, связь с ними стала необходимым условием жизни.