Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Богдан Гавкалюк: «Случайные люди спасателями не становятся»

Начальник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России рассказал о применении дистанционных технологий в образовании, участии курсантов в ликвидации последствий ЧС и планах по развитию вуза
Богдан Гавкалюк: «Случайные люди спасателями не становятся» Фото: А. Глуз/ «Петербургский дневник»

- Как пандемия коронавируса повлияла на проведение приемной кампании? Получится ли провести вступительные испытания дистанционно?

- Прием заявлений от абитуриентов осуществляется через личный кабинет на официальном портале университета.

Для обучения на бюджетной основе прием документов организован в главных управлениях субъектов РФ.

Мы не первый год работаем с применением дистанционных технологий, поэтому готовы к проведению удаленных вступительных экзаменов. На этот год прорабатывалось несколько вариантов. Среди них такой: если по каким-то причинам поступающий не может сдавать экзамен из дома (например, из-за отсутствия Интернета или компьютера), он сможет пройти испытания в учебном пункте Главного управления МЧС своего субъекта, естественно, при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований.

На вступительных испытаниях используется программа, которую мы уже опробовали при проведении выпускных экзаменов. Экзаменуемый выполняет работу, находясь в комфортных для него условиях, а экзаменационная комиссия дистанционно контролирует его действия.

- Планируется ли дальнейшее использование онлайн-технологий?

- Безусловно, дистанционные ресурсы будут использоваться и после пандемии, так как уже доказали свою незаменимость в ряде случаев. Например, наш студент из группы пожарной безопасности сдавал государственный экзамен, находясь в Арктике на борту атомного ледокола. Капитан судна выделил ему необходимое оборудование и спутниковый Интернет.

Конечно, ничто не заменит живое общение преподавателя и студента, но в ряде случаев дистанционные технологии незаменимы и значительно расширяют арсенал образовательных средств. Преподаватели нашего вуза уже подготовили ряд обучающих программ, доступных студентам и курсантам в режиме онлайн.

В структуру университета также входит институт заочного и дистанционного обучения, который занимается формированием и развитием единой электронной информационно-образовательной среды в университете.

- Как пандемия повлияла на проведение практических занятий?

- Все, что нельзя отработать в теории или на симуляторах, пришлось перенести на более поздний срок. К примеру, невозможно провести удаленно занятия газодымозащитной службы, где требуется применение специального оборудования. В то же время преподавательский состав использовал преимущества компьютерной симуляции для организации лабораторных работ там, где это в принципе возможно.

В составе нашего университета действует учебная пожарно-спасательная часть на улице Фучика. На ее базе курсанты проходят практику на различных должностях – в роли пожарных-спасателей, начальников караула и т. п. Дежурный караул части в качестве приданных сил взаимодействует с Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу при выполнении задач по тушению пожаров, ликвидации аварий и катастроф и находится в его оперативном подчинении.

- Расскажите о научных исследованиях университета…

- У нас есть научно-исследовательский институт перспективных исследований и инновационных технологий в области безопасности жизнедеятельности, физические испытательные лаборатории. В частности, ведутся разработки специального беспилотного аппарата, способного эффективно выполнять задачи в экстремальных условиях. Идет работа по созданию техники и оборудования, необходимых при ликвидации ЧС, обезвреживании взрывчатых веществ времен Великой Отечественной и т. д.

В лабораториях НИИ проходят испытания новых противопожарных средств, в том числе для военных кораблей и гражданских судов, а также проходит сертификация продукции в области пожарной безопасности. К нам обращаются, когда необходимо установить причины пожара.

В последние годы одним из приоритетных направлений стало обеспечение безопасности в Арктическом регионе. Так, мы проводим исследования по борьбе с огнем при крайне низких температурах, прорабатывается вопрос использования парашютов для доставки необходимого оборудования и десантирования специалистов в труднодоступных местах и т. п.

- Курсанты и офицеры университета участвуют в ликвидации последствий ЧС. Как построена эта работа?

- В свое время в регионах были созданы мобильные группировки численностью около 100 человек, куда вошли специалисты поисково-спасательных частей, сотрудники специальных частей и другие. Наши курсанты принимали участие в ликвидации последствий наводнения в Вологодской области, последствий ЧС в Крымске, Хакасии, на Дальнем Востоке. Первым крупным выездом в 2012 году стал выезд в город Крымск Краснодарского края, который серьезно пострадал от наводнения. Из нашего университета туда были направлены для выполнения восстановительных работ три сводные группы численностью 325 человек.

- Какие задачи выполняют курсанты на такой практике?

- В основном курсанты привлекаются на последнем этапе ликвидации ЧС. Это большая работа с населением. Например, наши ребята занимаются просушкой жилых домов и откачкой воды из подвалов после наводнения, расчисткой жилых помещений и дворовых территорий от грязи и мусора, помогают людям восстановить придомовое хозяйство, чтобы пострадавшие скорее смогли вернуться к нормальному течению жизни.

- Вы руководите старейшим вузом Европы, где готовят специалистов пожарного дела. Поделитесь планами по развитию вуза на ближайшую перспективу.

- На базе нескольких факультетов планируется создание полноценных институтов. Так, сотрудники Госпожнадзора должны не только хорошо разбираться в технической стороне дела, но и знать все юридические тонкости. Конечно, наша основная специальность – «Пожарная безопасность», но перспективно и развитие направления подготовки специалистов в области экономики и права для системы МЧС. Также в университете активно развивается направление подготовки иностранных специалистов пожарно-спасательного профиля.

- Курсанты вуза принимали участие в параде Победы на Дворцовой площади…

- Для нас участие парадных расчетов МЧС в параде – это память о сотрудниках и курсантах учебного заведения – победителях. Во время войны большая часть курсантов и сотрудников 2-й Пожарно-технической школы, как назывался наш университет тогда, вошли в состав 20-й дивизии НКВД. В ее составе они приняли участие в боях за оборону Ленинграда, в том числе в жестоких боях на Невском пятачке.

В год 75-летия Победы университет планирует закладку памятного камня на Невском пятачке. Там наши курсанты в рамках всероссийской акции «Вахта памяти» проводят поисковые работы с целью перезахоронения бойцов Красной армии.

Здесь я хочу сказать, что в этом году мы отмечаем еще один важный юбилей – 30 лет МЧС. К этому юбилею мы приурочили ряд событий. Так, например, в январе был открыт новый спортивный корпус университета. Также запланировано открытие памятника Дмитрию Михайлику, который более 25 лет являлся председателем Центрального совета ветеранов МЧС России и постоянным членом коллегии МЧС России в Ропше.
  
Добавлю, что 26 июня мы выдали дипломы 252 лейтенантам, которые поедут служить во все регионы страны. Молодых офицеров сейчас ждут в территориальных органах, они будут служить в пожаротушении, Госпожнадзоре, проводить профилактические мероприятия в области пожарной безопасности, устанавливать причины пожаров, поступят в судебно-экспертные учреждения МЧС России. Это еще один выпуск, главное событие года. Но работа продолжается. Готовимся к приемной кампании.

СПРАВКА:
Богдан Гавкалюк в 1993 году окончил Новгородский политехнический институт и в 2003-м – Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России. С 1993 года по 2020-й служил на различных должностях в ГУ МЧС России по Новгородской области. 2 марта 2020 года назначен на должность начальника Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Закрыть