Петербург оказался в пятерке самых благополучных городов по количеству убийств
Социологи из Европейского университета составили рейтинг преступности в российских городах и сравнили его с различными странами. Петербург оказался в пятерке самых благополучных, хотя победила все равно Москва. Неспокойность столичной жизни в сочетании с плотностью населения дает, как ни странно, очень приемлемый результат. Автор исследования Алексей Кнорре отдельно упомянул своих коллег, которые выросли в неблагополучных городах – Краснодаре и Перми. Но и там царит благодать по сравнению с Кызылом.
Для исследования было взято только одно преступление – убийство. Как говорят криминологи, убийство сложнее всего скрыть и сложнее всего переквалифицировать на какое-то другое преступление, в отличие, например, от мошенничества.
«В Москве и Петербурге убивают почти в 5 раз меньше, чем в среднем в России, а в Кызыле – в 5 раз больше, – пишет Кнорре. – Если сопоставить страны мира российским городам по удельному числу убийств, то Москва – это Албания, Петербург – Венгрия, Екатеринбург – Коста-Рика, Казань – Доминикана. А мой родной Красноярск – это Королевство Свазиленд».
Всего были изучены показатели по 140 городам.
По данным на 2020 год, в Петербурге регистрируется за год 2,73 убийства на 100 тысяч населения, а в Москве – 2,26. В среднем по России – 9. На последней строчке, как уже сказано, Кызыл (45 насильственных смертей на 100 тысяч человек). С большим отрывом (33 и 32) идут дальневосточные Артем и Уссурийск. Самыми спокойными, помимо двух столиц, стали Саранск и Курск.
Также ученые посчитали города, в которых агрессоры наименее редко переходят черту. Города, в которых драка заканчивается уголовным делом о телесных повреждениях – а не об убийстве, – это Великий Новгород, Сургут, Череповец и Майкоп. А вот в кавказских городах, если уж началось побоище, – пиши пропало. К примеру, в Назрани почти каждая вторая драка заканчивается чьей-то смертью (при том, что по общему количеству убийств Кавказ, особенно Дагестан, – в самом низу рейтинга). В Петербурге показатель почти в 2 раза лучше, чем в Назрани, но в 2 раза хуже, чем у ближайших соседей – новгородцев.
Алексей Кнорре отметил, что в мире сейчас наблюдается «великое падение преступности», причем сразу во всех странах. Подтвердил это и петербургский криминолог Яков Гилинский. Он рассказал «Петербургскому дневнику», что «одной из причин снижения количества уличных преступлений, в частности убийств, является, как ни странно, повальное увлечение компьютерными играми, во время которых молодые люди выплескивают скопившийся негатив».
Алексей Кнорре добавил и несколько других объяснений: это и развитие систем безопасности (видеокамеры, охранные системы), рост уровня жизни и даже прекращение использования свинцовых красок, которые отрицательно влияют на когнитивное развитие детей и снижают способность к самоконтролю.
«Но если в Японии преступность сократилась до микроскопических цифр, то в Латинской Америке – всего лишь до умеренных, – отметил Гилинский. – Россия в этом рейтинге находится в середине, но все-таки в нижней половине».