Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

С началом жары змеи стали кусать людей почти каждый день

Змей в Петербурге не стало больше – просто люди чаще с ними встречаются

В Петербурге и области распоясались гадюки. С интервалом в 2 дня – 20-го и 22-го июня – от их укусов пострадали двое детей. Сначала десятилетнюю девочку укусила змея в поселке Горки Тихвинского района, потом – восьмилетний мальчик пострадал от укуса в Петербурге, на Балтийском бульваре. В обоих случаях дети были доставлены в реанимацию в тяжелом состоянии.

Кроме того, в НИИ скорой помощи имени Джанелидзе с начала лета зарегистрировано шестеро укушенных взрослых. Обычно людей с укусами привозят из Тихвинского, Волосовского и Волховского районов, но в этом году лидером стал Приозерский.

Гадюки не показывают никакой аномалии: их не стало больше, а железы – ядовитей. Просто люди из-за жары потянулись в леса – и вот результат. Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал серпентолог Владимир Черлин.

«Предотвратить атаку нетрудно»

Укус северных гадюк редко бывает смертельным, но лечиться после такой встречи придется долго, и самочувствие не порадует. Люди, пережившие укус, демонстрируют свои фотографии, на которых проявляется отек и гематома размером во всю конечность. И это еще после лечения, которое длится неделю. Впрочем, в местах, где колют основное лекарство – гепарин, синяки неминуемы.

Лечение, поясняет врач скорой помощи Анастасия Артюхова, заключается в основном в препаратах-антикоагулянтах. Змеиные яды подразделяются на два вида. Первый воздействует на нервную систему. Второй, которым владеют гадюки, влияет на свертываемость крови. И все лечение сводится, по сути, к анализам крови и препаратам для профилактики тромбозов.

«Предотвратить атаку змеи нетрудно, – говорит Анастасия. – Во-первых, змеиное шипение обычно слышно. Во-вторых, резиновый сапог или даже высокий ботинок она не прокусит».

«А еще надо носить с собой палку, но не для того, чтобы дразнить, – добавляет Владимир Черлин. – Гадюка и в страшном сне никогда не представит, что она гонится за человеком. Они сами нас боятся. Палка нужна, чтобы пошевелить подозрительные кусты».

Яд со стеклянной крошкой

Известно, что покусанный ребенок с Балтийского бульвара змею даже не успел разглядеть – она укусила его в руку в момент, когда мальчик пытался поднять что-то с земли.

Змей действительно пытаются иногда ловить, но, как говорят серпентологи, в этом нет никакого смысла. Гадюку неинтересно держать в террариуме: никакими изысками поведения она не отличается. Она прихотлива в еде – предпочитает в основном лягушек и птиц. И опасна. Ловить ее можно только со специальным мешком и пинцетом.

«В советские времена змей разводили в специальных питомниках, чтобы получать от них яд, – вспоминает Владимир Черлин. – У меня тоже был питомник с гюрзами. Это вам не гадюки – это двухметровые змеи с головой величиною с кулак и гораздо более сильным ядом. За грамм сухого яда иностранцы платили по тысяче долларов, что в те времена казалось космической суммой, но для получения этого грамма одну гюрзу надо было доить на протяжении года».

По словам Черлина, бизнес закрылся после того, как недобросовестные посредники обманули западных покупателей, подсунув им яд, перемешанный со стеклянной крошкой. И на любой яд, поступающий с бывших советских территорий, наложили эмбарго. Сейчас он производится для внутренних нужд – в частности, в Новосибирске.

Из змеиного яда делают лекарства, но больше всего его ценят генные инженеры. Дело в том, что яд насыщен редкими ферментами, а фермент, если его использовать в чистом виде – это что-то вроде скальпеля для генной цепочки. Можно вырезать кусочек одного гена и перенести его в другой.

Что делать после укуса

«Чем позже обратишься к врачу, тем дольше придется лечиться, – напоминает Анастасия Артюхова. – У нас бывают пациенты, которые приходят на пятый день, когда рука стала толще в три раза».

По словам врача, обращаться лучше всего в ближайшее медучреждение, а не ехать специально в токсикологическое отделение НИИ Джанелидзе.

«Да, там лучшие в регионе токсикологи, но если вас покусали где-то в области, обратитесь в районную больницу. Все равно лечение почти одинаковое. Противозмеиную сыворотку запретили несколько лет назад, потому что слишком многие выдавали после укола аллергическую реакцию. А вот противоаллергические средства, например, тавегил или супрастин, после укола принять можно», – добавила специалист.

Советы врача, что делать после укуса, выглядят так: как можно скорее добраться до больницы; максимально обездвижить конечность, в которую попал яд; положить холод на место укуса; принять противоаллергические таблетки, но ни в коем случае не мази; не иссекать рану и не отсасывать из нее яд, чтобы он не попал в кровь через ранки в ротовой полости.

С другой стороны, серпентолог считает советы устаревшими. Он, в свою очередь, предлагает не замораживать место укуса, так как кровь, которая после укуса начинает сгущаться, в случае застоя на одном месте может привести к некрозу тканей. Рассекать место укуса бритвой он тоже не боится, хотя врачи отговаривают от такого антисанитарного шага.

«Но самое главное, – говорит змеевед, – сохранять спокойствие, потому что в стрессовой ситуации яд распространяется очень быстро. И если вы стали свидетелем, как кого-то укусила гадюка, ваша главная задача – убедить пострадавшего, что ничего страшного не произошло, и отвезти его к врачу».